Книга «Геннадий Селезнёв. Прямая речь» - page 336

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
335
синдром соперничества. А главное — повысить эффективность зако-
нотворчества.
Создание законов идет медленно, хотя у нас, как ни в одном пар-
ламенте мира, превалирует практика, при которой львиную долю за-
конопроектов предлагают сами законодатели. Ее «негативы» извест-
ны — присутствие лоббистских, корпоративных интересов, наличие
множества альтернативных законопроектов, часть из которых продик-
тована не столько государственными интересами, сколько стремлени-
ем любым путем «обезвредить» оппозицию.
Институт президентства у нас молод. Ряд ученых считают его недо-
статочно легитимным в силу избыточности конституционных полно-
мочий президента, искажающей модель разделения властей.
Но дело не столько в самом институте президентства, сколько в сла-
бости других институтов государственной власти. Парламент все еще
находится в стадии самоопределения. Еще в меньшей степени сформи-
ровалась судебная власть, включая Конституционный суд. Ближайшая
задача российских ветвей власти — добиться того, чтобы государствен-
ное устройство страны превратилось в гибкую саморегулирующуюся
систему.
Проявление со стороны исполнительной власти большей заботы
об эффективной деятельности Федерального Собрания только укрепи-
ло бы государство. На деле, несмотря на формальное разделение вла-
стей, исполнительная власть фактически почти освобождена от парла-
ментского и судебного контроля.
Борьба между ветвями власти за сферы своего влияния непреходя-
ща. Это следует понимать и правильно воспринимать. Любая консти-
туция предполагает определенные трения, поэтому и конфликты меж-
ду ветвями власти не стоит рассматривать только как отрицательное
явление. Они иногда даже идут на пользу. В частности, препятствуют
аккумулированию власти в одном органе и соответственно злоупотреб-
лениям ею.
Тем не менее, для снижения порога конфликтности уместно предло-
жить ряд совместных мер.
Во-первых, обеспечить согласованность действий субъектов права
законодательной инициативы на ранних стадиях подготовки законо-
проектов. Во-вторых, устранить дублирование в законодательной де-
ятельности. В-третьих, активнее использовать рабочие экспертные ко-
миссии с привлечением в их состав представителей всех ветвей власти.
Судебная власть призвана играть одну из главных ролей в исключе-
нии противостояния и стремления к лидерству других ветвей власти.
Именно поэтому большое значение имеет контроль Конституционно-
го суда за законами, указами президента, нормативными актами пра-
вительства. Фактически он наряду с президентом должен выступать
1...,326,327,328,329,330,331,332,333,334,335 337,338,339,340,341,342,343,344,345,346,...501
Powered by FlippingBook