Книга «Геннадий Селезнёв. Прямая речь» - page 333

Г
ЕННАДИЙ
С
ЕЛЕЗНЁВ
• ПРЯМАЯ РЕЧЬ
332
Понятие «разделение властей», с одной стороны, вполне определен-
но, а с другой — многозначно. Нередко указанное разграничение бы-
вает весьма условным, а иногда и противоречивым. Поэтому степень
совершенства разделения властей можно рассматривать как критерий
демократичности конституционного государства.
Учитывая это, целесообразно рассмотреть разделение властей в двух
направлениях: по горизонтали и вертикали. То есть вести речь о раз-
делении власти между исполнительной, законодательной и судебной
ветвями (на всех уровнях) и о разделении власти между федеральным
центром и регионами. Оба направления сегодня являются определяю-
щими в сфере строительства российского правового государства и оба
не свободны от перекосов и дисбаланса.
Причины дисбаланса
Российская Федерация представляет собой наиболее
сложный вариант государства, построенного на принципе разделения
властей. Реальность такова, что де-факто значительная часть полномо-
чий ветвей власти соединяется в руках Президента как главы государ-
ства. Потому и вопрос практической реализации принципа разделения
властей в российских условиях представляет немалую трудность.
Он осложняется также наличием смешанной формы правления
с преобладающими элементами суперпрезидентской республики. К то-
му же в политически разобщенном обществе идея разделения властей
нередко используется как ширма для получения новых полномочий.
Увеличения полномочий требует президент, вслед за ним — силовые
министры, некоторые главы субъектов Российской Федерации.
Так создается почва для дисбаланса сил. И взаимодействие ветвей
власти на основе их взаимодополнения нередко сводится к выяснению
сфер влияния.
В интересах сохранения целостности —
самоограничение — вот чем
призвана руководствоваться каждая ветвь власти
. Она обязана четко
знать свои функции, определять компетентность, меру ответствен-
ности, предотвращать злоупотребления, глушить, а не инициировать
тенденцию к диктатуре, утверждать верность закону, постоянно держать
в центре внимания обеспечение прав человека. Нужна высочайшая
политическая культура, позволяющая элите достигать соглашения,
идти на компромиссы, видеть и осознавать историческую ответствен-
ность за судьбу Отчизны.
Разделение властных функций проходит по несущим конструкци-
ям государственного управления. Законодательный, представитель-
ный орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законо-
творчество. Исполнительный, в лице президента и правительства, —
1...,323,324,325,326,327,328,329,330,331,332 334,335,336,337,338,339,340,341,342,343,...501
Powered by FlippingBook