Книга «Геннадий Селезнёв. Прямая речь» - page 338

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
337
необходимость разделения властей по вертикали и достижения на этой
основе их согласия и сотрудничества. И что же?
До сих пор власти многих регионов варятся в «собственном соку»,
нередко игнорируя федеральное законодательство. В итоге единая си-
стема исполнительной власти в России пока только просматривает-
ся. Единство нарушается сепаратизмом республик и местническим
снобизмом краев и областей.
Хорошо, что законодательство России формируется не только свер-
ху, но и снизу. Но конкуренция законов недопустима. Происходит она
и потому, что нет достаточной ясности в том, что составляет предмет
ведения субъектов Российской Федерации, какими полномочиями
они располагают по совместному ведению. В результате местные зако-
нодатели рождают собственные правовые акты, конкурирующие или
даже противоречащие федеральным законам.
На наш взгляд, такие правовые акты призваны отличаться особой
юридической ясностью и конкретностью. Их проекты в обязательном
порядке должны согласовываться и в центре, и на местах. Иначе един-
ства законодательной политики в масштабах Российской Федерации
не достичь.
Следует остановить процесс вытеснения конституционных норм
«договорным правом». Договоры центра с субъектами Федерации надо
рассматривать лишь как дополнительную форму, когда федерального
закона «не хватает». Сегодня же дело обстоит так, что этим договорам
отводится чуть ли не центральная роль. Договорное право вызывает
обоснованную тревогу. Минимум, что требуется сделать немедленно, —
привести в соответствие с Конституцией РФ практику заключения до-
говоров. Правы, наверное, те, кто считает, что необходима ратифика-
ция договоров Советом Федерации.
Реализация идеи «ограниченного суверенитета» могла бы выглядеть
в виде подписания соглашений центра и регионов (их исполнительны-
ми властями) в конкретных сферах — от экономической до культурной.
Например, с Татарстаном Российская Федерация уже подписала 11 та-
ких соглашений. Главное — уйти от заключения политических дого-
воров, сам факт подписания которых содержит опасность нарушения
федеративного устройства государства.
Международное право не признает правосубъектность за членами
федеративных государств. Создается парадоксальная ситуация, когда
международные полномочия субъектов Российской Федерации оказы-
ваются как бы эфемерными, так как не подтверждены нормами меж-
дународного права. Попытка реализации этих полномочий без учета
мировой практики вполне может обернуться международными колли-
зиями, приведет к путанице при выполнении международных обяза-
тельств России.
1...,328,329,330,331,332,333,334,335,336,337 339,340,341,342,343,344,345,346,347,348,...501
Powered by FlippingBook