Книга «Геннадий Селезнёв. Прямая речь» - page 335

Г
ЕННАДИЙ
С
ЕЛЕЗНЁВ
• ПРЯМАЯ РЕЧЬ
334
Не служит интересам общества и тот факт, что до сих пор не опре-
делено соотношение значимости закона и указа. Издание президен-
том нормативных актов стало нормой повседневной практики. Вот
почему трудно не согласиться с теми, кто полагает, что юридическая
сила указов и срок их действия должны определяться федеральным за-
коном. Это тем более актуально, что сегодня бывает затруднительно
обнаружить разницу между указами президента и постановлениями
правительства.
А Дума должна разрабатывать более масштабные и обобщенные
законодательные акты, проявляя заботу об общей линии развития
России.
Реализация реформ в стране требует привлечения экспертов, спо-
собных предложить более эффективные методы решения проблем
по сравнению с законодателями, опирающимися, главным образом,
на собственный опыт и опыт регионов. Думаю, можно даже делегиро-
вать часть законодательных функций экспертам, их комиссиям, созда-
ваемым по постановлениям палат Федерального Собрания. Качество
законов от этого только выиграет.
Правила игры должны диктоваться всеми ветвями власти. России
нужна сильная исполнительная власть. Но столь же необходим и меха-
низм сдержек и противовесов как одна из гарантий ее демократическо-
го развития.
Система сдержек и противовесов
В отношениях с президентом Государственная Дума
во многом бесправна. Возьмем для сравнения отношения президента
и конгресса в США. Президент США не может не считаться с мнением
конгрессменов, так как в их руках находится одна из важнейших преро-
гатив — «власть кошелька». Конгресс может заблокировать президент-
скую программу, а судебные органы, в свою очередь, — пресечь любую
попытку президента выйти за рамки законов. Такова американская
модель системы сдержек и противовесов.
Государственная Дума и Совет Федерации — палаты Федерального
Собрания — действуют, но их действия опережаются указами прези-
дента. Правительство функционирует, но его функции регулируются
во многом распоряжениями президента. Отсюда неуверенность в дей-
ствиях федеральных органов государственной власти.
Парламенту нет необходимости стремиться к ослаблениюпрезидент-
ской власти. Предметом его забот должно стать усиление собственных
позиций. И здесь важно, прежде всего, научиться преодолевать внут-
ридумские противоречия, уменьшить долю политических дискуссий,
наладить деловое сотрудничество со всеми ветвями власти, преодолеть
1...,325,326,327,328,329,330,331,332,333,334 336,337,338,339,340,341,342,343,344,345,...501
Powered by FlippingBook