Книга «Геннадий Селезнёв. Прямая речь» - page 334

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
333
на практическую реализацию законов. Судебный орган — на улажи-
вание споров и конфликтов. Силовое вторжение одной из ветвей вла-
сти в область деятельности другой может привести к смешению функ-
ций и в результате — ослаблению авторитета власти в целом. Функцио-
нальный аспект разделения властей является несущей конструкцией
системы властных отношений в государстве. Он определяет компетен-
цию каждой из ветвей власти, ориентируя субъектов властных отноше-
ний на недопустимость вмешательства в компетенцию друг друга. По-
следние должны играть по одним правилам.
Играть по одним правилам
Теоретически принцип разделения властей в правовом
государстве закрепляет статус парламента в качестве высшей законода-
тельной власти, статус Правительства — как высшей исполнительной
власти, статус Конституционного суда — как высшей судебной власти.
Но политическая практика раз за разом вносит свои коррективы— каж-
дая из ветвей власти стремится доминировать.
Сегодня многие нормотворческие вопросы находятся в компетен-
ции и президента, иФедерального Собрания. Чтобы снять затруднения,
необходимо четко определить: какие полномочия органов государст-
венной власти Российской Федерации в планируемый период должны
быть реализованы в форме закона, какие — регулироваться указами,
а по каким нужно издавать постановления правительства. Внесение
поправок в Конституцию на сей счет является делом неотложным. Ина-
че принцип разделения властей всегда будет выглядеть деформирован-
ным, а политическая практика — расплывчатой, чреватой возможной
конфликтностью.
Президент и, особенно, правительство вправе существенно активи-
зировать внесение законопроектов в Государственную Думу с рекомен-
дацией их безотлагательного рассмотрения. Являясь по сути «курато-
ром» правительства, президент недостаточно энергично использует
свое право субъекта законодательной инициативы. В ежегодных посла-
ниях президента Федеральному Собранию России эта проблема полно-
стью не отражается.
Не лучше обстоит дело и с законотворческой деятельностью самой
Думы. Принимаемые ею законы нередко решают оперативные зада-
чи, связанные с конкретными случаями, что может быть истолковано
как попытка законодателя вторгнуться в прерогативы исполнительной
власти.
Подмена законов указами и параллелизм указов и законов являются
существенными элементами в повседневной практике российского за-
конодательства.
1...,324,325,326,327,328,329,330,331,332,333 335,336,337,338,339,340,341,342,343,344,...501
Powered by FlippingBook