Последнее интервью Г. Н. Селезнёва

Геннадий Селезнёв дал интервью ТВ политической партии «Партия Возрождения России» в мае 2015 года.

 
О возможном переносе выборов в Государственную Думу с декабря на сентябрь 2016 года
 
– Честно говоря, я был удивлён, когда услышал эти предложения. Все ссылаются на экономию бюджета, все ссылаются на ту тяжёлую ситуацию, которая складывается в России в связи с различными санкциями, в связи с тем, что мы ещё никак не можем подняться к тому, чтобы у нас был рост ВВП, – и где можем, там и экономим деньги. Но мне кажется, что это не тот совершенно случай. 
 
И мне кажется, что цель вот таких разговоров – создать общественное мнение, чтобы проводить одномоментно выборы 13 сентября и в местные органы власти, имеется в виду и областные думы, республиканские, и в Государственную Думу. Но, друзья, ведь не так давно был принят конституционный закон, и депутаты Государственной Думы стали избираться на 5 лет – это чётко записано в Конституции. 
 
Скажите мне: Что? Можно менять Конституцию, или снова будет внесена поправка в Конституцию, где будет записана такая обтекаемая формулировка «до 5 лет»? А там дальше – четыре с половиной года или четыре года и восемь месяцев. Уже можно играть. Мне кажется, что эта интрига ни к чему. Если выборы (в Госдуму) будут проходить в декабре, то те самые выборы 13 сентября, как раз будет хороший повод перенести на декабрь.
 
Сентябрь избран неслучайно, сентябрь – это пока ещё месяц отпускной. В июле- августе проводить агитационную работу, когда люди в отпусках, когда людям не до выборов, это однозначный факт – чтобы была низкой явка, и того, чтобы у партии власти были все условия избраться. Поэтому народ уже понял, что это сделано для удобства партии власти.
 
Ну хорошо, не должна же партия власти думать только о своей судьбе, о своих перспективах – мы же строим демократическое общество, должны и другие партии принимать участие в выборах. Поэтому никаких переносов с декабря на сентябрь я не вижу, иначе это будет неконституционно, иначе должен поднять голос Конституционный суд и сказать: «Ребята, прекратите эту игру, мы ещё не видим вашу новую поправку в Конституцию». 
 
Говорят: «Конституцию не трогать», но когда надо по срокам президенту – пожалуйста, внесли поправку. Надо депутатам – пожалуйста, внесли поправку. Что значит «не трогать Конституцию»? Вот её трогают. 
 
Скажем, конституционное собрание, о котором столько лет мы уже говорим. Закона о конституционном собрании нет. Это единственный долг перед Конституцией у депутатов, единственный конституционный закон, который не принят уже на протяжении многих лет. Почему-то это считается неактуальным. А менять сроки действия тех или иных органов – пожалуйста! Договорились – и поменяли.
 
О неравных условиях на выборах для парламентских и непарламентских партий
 
– Сначала сделали то, чтобы партии могли создаваться как можно больше. Численность членов партии довели до 500 человек. Поэтому мы имеем 70 зарегистрированных партий. Но здесь же, видимо, схватились за голову и стали думать: «Что же мы наделали? А если все 70 партий пойдут на выборы в Думу, как нам дальше поступить?» И вот тут пошли все эти законы, подзаконы – как изолировать партии. Можете себе представить, что каждая партия избирается в областной Совет и затем будет избираться в Государственную Думу? 
 
Закон позволяет тем партиям, которые по спискам провели хотя бы одного депутата в областной Совет, не собирать подписи для выборов в Государственную Думу. Замечательно! Но возникает вопрос: а если депутат-одномандатник – а во многих регионах смешанная система – выдвинут от партии, и он стал депутатом? Оказывается, это не в зачёт.
 
Он не считается партийным депутатом. Какой он депутат? Если он, опять же, используя законы, прошёл по одномандатному округу от партии, поддержан партией и стал депутатом партии! Но он как бы депутат второго сорта. Он не несёт за собой права для партии избираться в Думу без сбора подписей.
 
Зачем нужна была эта уловка? Дальше. Смотрим, что может получиться? Начинается, условно говоря, регистрация. Мы знаем, сколько сегодня теряют партии, потому что знаем: нельзя собрать подписи безошибочно, без оговорок. Поэтому в любом случае эти технические сложности появятся.
 
Дальше. Непарламентские партии не имеют никакой финансовой поддержки от государства. Хотя правильно ли это? Я тут не со всем согласен. Партия «Яблоко» набрала 3 % – пожалуйста, 200 миллионов рублей в год она имеет государственных субсидий. Непарламентская партия не имеет права ни на одну копейку! Почему? Дайте хотя бы 100 рублей. Уже будет понятно, что государство заинтересовано, чтобы эти партии вставали на ноги. Ведь сегодня что получается? 
 
Бизнес хорошо сориентирован, бизнес сориентирован на те партии, которые поддерживает власть. Бизнес сегодня согласен финансировать те четыре партии, которые сидят в Государственной Думе. По остальным? Они ведут консультации, спрашивают: «А президент согласен-несогласен, а как к этому относится Администрация президента, а кто как посмотрит на вашу партию? А вдруг, если я попаду невпопад, – мой бизнес начнут рушить, меня начнут преследовать, прессинговать?» И так далее. И очень много вопросов. А на что же партиям жить?
 
Партии как раз обращаются к бизнесу. Потому что мы знаем, что нельзя привлекать иностранные деньги, нельзя привлекать от совместных предприятий какие-то деньги. Частные лица тоже пожертвуют, а избирком потом скажет: «Дайте-ка копию паспорта», если человек перечислил деньги. Для того, чтобы тоже, как думает человек, пожертвовавший, чтобы его можно было вызвать, направить налоговую полицию, ещё кого-нибудь, чтобы, грубо говоря, его «прижучить».
 
Поэтому сегодня очень много вопросов. Вопросы именно такие, которые говорят о том, что наша политическая система слабеет. У нас сегодня акцент делается только на одну партию или на те партии, которые прикормлены, приучены, удобны, понятны. А как быть новым? Вот здесь вопрос.
 
О роли Совета неправительственных партий при Государственной Думе
 
– Честно говоря, я признателен Сергею Нарышкину, что создали Совет неправительственных партий при Государственной Думе. Очень плохо, что его инициативе не последовали на местах. Далеко не во всех областях сегодня политические партии – непарламентские – могут быть у губернатора, в областном законодательном собрании, высказать своё мнение, как они оценивают обстановку, ситуацию. 
 
Многие же из них совсем по-другому видят, в отличие от партии власти. Поэтому важно, что такой Совет существует, но самое главное, чтобы этот Совет обсуждал актуальные, а не придуманные вопросы.
 
И после того, как прошло обсуждение, эти протоколы пускались в ход: отдавались в соответствующий профильный комитет Государственной Думы, работали над принятием поправок в существующие законы и так далее. То есть голос непарламентских партий должен быть не только в Голубом или Красном зале Государственной Думы, а чтобы это выходило на всю Россию. И это было бы очень правильно, потому что как видят жизнь нашу сегодняшнюю непарламентские партии, не всегда так же видит партия власти.
 
Глава книги «Геннадий Селезнёв. Прямая речь» - Прямая речь

Поделиться в соцсетях:

218

книга «Геннадий Селезнёв. Прямая речь»

Геннадий Селезнёв

Публикации по теме

Еще в разделе