«Татарскому учат за счёт сокращения уроков русского языка»

Способствует ли подобное решение языкового вопроса межнациональному миру и согласию в Татарстане? В поисках ответа на этот вопрос в дискуссию включилась председатель центрального совета Национального родительского комитета, мать четверых детей Ирина Волынец.

23:18 / 5 октября 2017

Фото: prav.tatarstan.ru Фото: prav.tatarstan.ru

Фото: prav.tatarstan.ru

Фото: prav.tatarstan.ru

Нешуточные споры вокруг преподавания татарского языка продолжают сотрясать информационное пространство Татарстана и соседних республик. В дискуссию включилась и председатель совета Национального родительского комитета Ирина Волынец. В авторской колонке, написанной для «Реального времени», общественница выступает против навязывания татарского школьникам. При этом колумнист отмечает, что право на изучение родного языка у ребёнка никто не отбирает.

«Нет, я не против татарского»

После весьма конкретного тезиса Владимира Путина на заседании Совета по международным отношениям, прошедшем в Йошкар-Оле, о том, что изучение родного языка должно происходить исключительно на добровольной основе, в Татарстане снова заговорили о татарском. Тем более что Президент РФ издал соответствующий указ, согласно которому в срок до 30 ноября прокуратура должна провести соответствующую проверку.

Право на изучение татарского в статусе родного у нас никто не отнимал, но до сих пор это законное право по факту оказывается обязанностью для всех без исключения учащихся.

Нет, я не против татарского, особенно если учесть, что по матери я татарка и привыкла с детства слышать татарскую речь. Но, несмотря на то, что я и сама и в школе, и в университете изучала этот язык, говорить на нём свободно меня так и не научили. Хоть и по предмету этому у меня всегда была пятёрка.

«Школьники уже не одного поколения не имеют равных возможностей при поступлении, например, в московские вузы по сравнению со школьниками Москвы и Питера». Фото kopilkaurokov.ru

«Школьники уже не одного поколения не имеют равных возможностей при поступлении, например, в московские вузы по сравнению со школьниками Москвы и Питера». Фото kopilkaurokov.ru

«Куда же смотрит республиканское министерство образования?»

Не секрет, что вот уже более двадцати лет дети Татарстана, равно как и многих других регионов России, недополучают базовые знания по русскому языку. Что в результате? Школьники уже не одного поколения не имеют равных возможностей при поступлении, например, в московские вузы по сравнению со школьниками Москвы и Питера (кроме детей, чьи родители могут оплачивать репетиторов). Особенно обидно, что при этом уровень незнания нашими детьми татарского тотален, за исключением детей, с которыми в семьях говорят по-татарски.

Почему это происходит? Субъектами Российской Федерации на местном уровне было введено обязательное изучение татарского (а в других национальных республиках, соответственно, башкирского, тывинского и т. д.) языка в качестве родного. Такой статус определили для него местные парламентарии. Определили ещё тогда, при развале СССР. И согласно Постановлению правительства Татарстана, в Республике государственными языками признаны татарский и русский.

Но так как обязательное изучение двух государственных языков – это слишком, то татарскому был присвоен статус родного языка. Причём для всех детей, включая тех, чей родной язык – русский. Следует учесть, что преподавание татарского начинается ещё в детском саду (2 часа в неделю). В общеобразовательных школах оно увеличивается до 5-6 (!) часов в неделю. Интересно, что в платных школах национальных республик обязательность изучения местных языков отсутствует. Куда же в таких случаях смотрит наше столь категоричное республиканское министерство образования?

«Энгель Фаттахов на все вопросы ответил, что у нас тут не Башкирия и мы сами разберемся. Понятно как. Но живем-то мы не только в Татарстане, а и в России!» Фото Максима Платонова

«Энгель Фаттахов на все вопросы ответил, что у нас тут не Башкирия и мы сами разберёмся. Понятно как. Но живём-то мы не только в Татарстане, а и в России!» Автор фото: Максим Платонов

«Но живём-то мы не только в Татарстане»

Качество методики преподавания татарского, несомненно, оставляющее желать лучшего (за редким исключением отдельных преподавательских талантов), заслуживает отдельного разговора. А между тем татарскому учат за счёт сокращения уроков русского языка и русской литературы, установленных ФГОС. Например, прокуратура Башкортостана уже отчиталась, что будет следить за добровольностью изучения родного башкирского, а это ведомство Татарстана до сих пор молчит. СМИ делают свои запросы, а инстанция словно впала в кому.

Новым поводом для размышлений стали весьма определённые высказывания министра образования РТ, удивившие своей прямотой и безапелляционностью. Энгель Фаттахов на все вопросы ответил, что у нас тут не Башкирия и мы сами разберёмся. Понятно как. Но живём-то мы не только в Татарстане, а и в России!

А как же национальное самосознание татар, башкир и прочих народов, населяющих великую Россию, резонно спросит иной читатель? А так, как это было в советские времена – национальные языки преподавались в республиках в качестве факультатива. И все желающие изучать действительно родной язык (равно как и желающие, не являющиеся носителями национального языка республики) имели возможность беспрепятственно это делать. Подчеркнём: имели право, но не были обязаны. Эту замечательную практику следует возобновить. Ведь насильно родным не будешь – с этим, надеюсь, согласятся все.

Ирина Волынец. Источник : realnoevremya.ru

Поделиться в соцсетях:

1198

Татарстан

татарский язык

школа

Публикации по теме

Еще в разделе