Помогут ли муниципальные округа развитию территорий?

Государственная дума приняла закон, призванный усовершенствовать принципы территориальной организации местного самоуправления.

17:36 / 24 апреля 2019

Законодательное собрание Пермского края Законодательное собрание Пермского края
Документ дополняет перечень видов муниципальных образований новой структурой – муниципальный округ. «Как нововведение отразится на жизни пермяков?» – задался вопросом председатель РО ПВР в Пермском крае, заместитель главного редактора федерального общественно-политического журнала «Регионы России», политтехнолог Дмитрий ЛОГИНОВ.
 
– Новый вид муниципального образования предполагает площадь из трёх и более населённых пунктов, объединённых общей территорией и не являющихся муниципальными образованиями. Он не противопоставлен городскому округу, поскольку допускает возможность вхождения в его состав городов, в которых концентрируются бюджетообразующие ресурсы. Местное самоуправление в этих населённых пунктах должно осуществляться непосредственно населением или через органы МСУ, которые могут выполнять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными или региональными законами.
 
В соответствии с намерениями авторов создания муниципальных округов предлагается укрупнить муниципальные образования, уменьшить число госслужащих и направить освободившиеся средства на развитие городов и сёл.
 
Тем не менее полемика в СМИ проявила неоднозначную реакцию россиян на обсуждаемый в парламенте законопроект. Так, региональные чиновники считают, что создание муниципальных округов позволит более эффективно использовать ресурсы и упразднить неработающие сельские поселения. Их оппоненты опасаются, что принятые нововведения окончательно встроят местное самоуправление в вертикаль власти и сделают её менее доступной для населения.
 
Так или иначе создание муниципальных округов и ликвидация представительных органов поселений являются универсальной формой унификации органов местного самоуправления, применимой на всей территории Российской Федерации. Законодательная инициатива нивелирует, скажем, предложение губернатора Пермского края Максима Решетникова о создании сельских округов. Они, возможно, вполне применимы для Пермского края, Удмуртии или Марий Эл, но более чем в половине субъектов Российской Федерации территории состоят из посёлков городского типа, и уж там никак не образовать сельские округа.
 
Законодательное собрание Пермского края
 
В то же время утверждение такой формы территориального деления, как муниципальные округа, даёт широкие возможности пермской краевой администрации. Можно высказать уверенное предположение, что Кунгур объединят с Кунгурским районом в муниципальный округ. Муниципальные округа также можно образовать из районов Коми-Пермяцкого округа. Карагай, Барда, Кишерть, Уинское, Куеда, Елово, Частые, Б. Соснова, Орда, Берёзовка, Сива, Пермский район могут претендовать на статус муниципального округа уже в следующем году.
 
Следовательно, в декабре 2020 года полностью завершится объединительная реформа ОМСУ в Пермском крае. Регион станет пилотным проектом реформы, которая через год начнётся по всей стране. В 2021-м пройдут выборы только в Законодательное собрание края, Пермскую и Соликамскую городские думы вместо большого количества кампаний, которые шли на районном уровне в 2016 году. Результатом станет не централизация полномочий в райцентрах, а усиление господства региональных центров над муниципальными территориями.
 
Это несколько уменьшит численность чиновников и сократит расходы на содержание бюрократической машины, но не решит никоим образом проблемы развития территорий. До сих пор никто не представил чёткого понимания, насколько усложнится коммуникация между жителями поселений и окружными чиновниками. 
 
В целом же в реформе есть свои плюсы и минусы. Главное – сделать так, чтобы она не принесла ущерба жителям территорий, а это уже во многом зависит от активности и принципиальности действий политических организаций в регионе.
 
В этом плане лично меня обнадёживает учреждение регионального отделения ПВР в Пермском крае. Оно возникло на фоне крайней партийно-политической унылости, царящей в регионе. Впрочем, как и во всей стране, что вылилось в массовое банкротство политических организаций в России, ведь начиная с 2013-го прекратили своё существование более 30 партий.
 
Бум партийных кончин ожидается и в нынешнем году, так как многие не участвовали в выборах и не сдавали вовремя отчётность в контролирующие органы. Решение о создании Пермского РО ПВР было принято после долгого обсуждения и глубокого осмысления ситуации с единомышленниками. Лично для меня оно было максимально ответственным и взвешенным, так как восемь лет работы на выборах в разных регионах страны привели к умозаключению о том, что наши сердца требуют перемен.
 
Два факта повлияли на моё окончательное решение о создании регионального отделения в Пермском крае. Первый – личность председателя Президиума Центрального совета ПВР Игоря Рауфовича Ашурбейли как руководителя и человека, с которым хочется идти вперёд плечом к плечу. 
 
Второй – идейная основа «Партии Возрождения России»: социальная справедливость, запрос на которую растёт ежедневно, но ни одна из других политических сил не закладывает её в основу своей программы, а лишь пишет в качестве одной из задач. 
 
Особую признательность хочу выразить и заместителю руководителя аппарата Президиума ЦС ПВР Рустаму Тау-Солтановичу Джанкезову за помощь в создании и организации у нас регионального отделения партии. Его открытие всколыхнуло политическое болото в Пермском крае и стало ещё одной стартовой точкой полноценного возрождения России.

Поделиться в соцсетях:

103

муниципальный округ

закон

местное самоуправление

Дмитрий Логинов

Пермь

Публикации по теме

Еще в разделе