Перспективы космической эры

12 апреля Россия отмечает один из своих славных праздников – День космонавтики.

19:49 / 13 апреля 2018

Обложка журнала ВКС Обложка журнала ВКС

Обложка журнала ВКС

Именно в этот день 1961 года гражданин СССР Юрий Гагарин совершил со своей знаменитой фразой «Поехали!» первый в истории человечества орбитальный облёт Земли. И тем осуществил мечту человечества, разделившую её эпоху на две части: до и после освоения космоса. С тех пор русский лётчик навечно остался в памяти граждан всего мира первопроходцем Вселенной, а 12 апреля – триумфом советской науки, русского духа, Всемирным праздником авиации и космонавтики.

60-ЛЕТИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ – МОМЕНТ ИСТИНЫ, КОГДА НЕОБХОДИМО ПОДВЕСТИ ИТОГИ И ОЦЕНИТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ, ЕЁ ВЛИЯНИЯ НА ЗЕМНУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ.

Сегодня, в начале XXI века, мировая космонавтика находится на этапе выбора новой парадигмы и стратегии развития космической дея­тельности. В начале апреля 2018 года в свет вышел новый номер журнала «Воздушно-космическая сфера», который не только предстал в новом – научно-техническом облике, но и рассказал в статье Сергея Владимировича Кричевского, доктора философских наук, профессора, исполняющего обязанности главного научного сотрудника Института истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова РАН, о новых сверхглобальных проектах освоения космоса, реализация которых позволит человечеству перейти к новому технологическому укладу, к принципиально новым экологически чистым технологиям. Представляем её вашему вниманию.

В 2017 году в мире отмечалось 60-летие кос­мической эры, которая началась 4 октября 1957 года запуском в СССР первого искусственного спутника Земли на около­земную орбиту. В первой половине XX века ей предшествовали труды, проекты освоения кос­моса К. Э. Циолковского, Ф. А. Цандера и дру­гих пионеров космонавтики. Этот рубеж – промежуточный финиш на пути человечества в космос, момент истины, чтобы подвести итоги и оценить перспективы разви­тия космической сферы, её влияния на земную цивилизацию в целях выживания и развития человека и общества.

За шестьдесят лет достигнуты важные резуль­таты в исследовании и использовании космоса для развития науки и образования, решения практических задач в экономике, обороне, охране окружающей среды и так далее. Вместе с тем в освоении космоса возник ряд проблем и противоречий из-за обострения глобального кризиса на Земле, отставания сферы космической деятельности в переходе к новому техно­логическому укладу, эффективным и чистым технологиям. Эти актуальные вопросы обсуж­дались на симпозиуме «60 лет Космической эры и новые проекты освоения космоса» на 52-х Науч­ных чтениях памяти К. Э. Циолковского 19 сен­тября 2017 года в городе Калуге, Россия.

Несмотря на выдающиеся достижения и огромный потенциал развития, космическая деятельность сейчас всё более проигрывает в эффективности другим сферам. Причинами этого являются некоторые её особенности, в том числе проблемы и ограничения, обусловленные свойствами космических проектов и технологий.

ОТ КРИЗИСА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ К ПРОРЫВНЫМ ПРОЕКТАМ

В начале XXI века в мире возник кризис целеполагания и стратегии космической дея­тельности. Этот кризис ещё не преодолён, но в последние годы появились новые идеи, проекты и технологии, которые обнадёжи­вают. К ним можно отнести два новых мега­проекта: проект колонизации Марса И. Ма­ска (2016) и проект космического государства ASGARDIA И. Р. Ашурбейли (2016–2018).

Мировая космонавтика, сфера космической деятельности находятся на этапе выбора новой парадигмы и стратегии развития, что осложня­ется современной неустойчивой, турбулентной ситуацией на Земле.

Важное значение имеют опыт, новые страте­гии освоения космоса, космические проекты и технологии XXI века, прогнозирование буду­щего. Необходим переход к новому тех­нологическому укладу, без которого невозмож­но решить проблемы повышения безопасности и эффективности космической деятельности. Для успешного решения актуальных проблем космонавтики и космического будущего чело­вечества наряду с научно-технической деятель­ностью необходимы критическая рефлексия и междисциплинарная экспертиза новых про­ектов и технологий освоения космоса в целях их познания и коррекции, в том числе с учётом земных реалий.

В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА В МИРЕ ВОЗНИК КРИЗИС ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И СТРАТЕГИИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭТОТ КРИЗИС ЕЩЁ НЕ ПРЕОДОЛЁН, НО В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ИДЕИ, ПРОЕКТЫ И ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ ОБНАДЁЖИ­ВАЮТ. К НИМ МОЖНО ОТНЕСТИ ДВА НОВЫХ МЕГА­ПРОЕКТА: ПРОЕКТ КОЛОНИЗАЦИИ МАРСА И. МА­СКА (2016) И ПРОЕКТ КОСМИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ASGARDIA И. Р. АШУРБЕЙЛИ (2016–2018).

ПЕРИОДЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

Историю космической эры можно условно разбить на три периода:

Первый период – начало космической дея­тельности (50-60-е годы XX века). Охватывает запуск первого искусственного спутника Земли на околоземную орбиту (4 октября 1957 года), первый полёт человека в космос (Ю. А. Гага­рин, СССР, 12 апреля 1961 года), первый выход космонавта в открытый космос (А. А. Леонов, СССР, 18 марта 1965 года), первые экспедиции к Луне и на Луну (США, 1968–1969 годы), первый выход человека на внеземное небесное тело – Луну (Н. Армстронг, США, 21 июля 1969 года).

Второй период – становление сферы косми­ческой деятельности как полноценной сферы деятельности общества (70-е годы XX века – 10-е годы XXI века). Она начинает затрагивать не только национальные экономики, но и глобальную экономику. В этот период пребывание людей на пилотируемых космических станциях вне Земли на околоземной орбите становит­ся постоянным.

Третий период – реализация сверхглобальных проектов освоения космоса (с 20-х го­дов XXI века). Сверхглобальная индустриали­зация и постиндустриализация космической деятельности для безопасности и развития человечества на Земле и вне Земли, освоения внеземных ресурсов и объектов, дальнейшей экспансии в космос, на Луну, Марс и так далее, создание (в перспективе) баз, поселений, космического человечества.

Сущностью современного состояния космиче­ской эры является смена её исторических перио­дов: завершение второго и переход к третьему, начало перехода к практической реализации сверхглобальных проектов освоения космоса. На повестке дня стран, лидирующих в сфере космической деятельности, их космических агентств, ведущих космических корпораций – начало новых масштабных проектов освоения Луны, Марса и других.

МЕГАПРОЕКТ МКС – ПРЕДШЕСТВЕННИК СВЕРХГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

В ведущих космических державах (Россия, США, ЕС, Китай), крупнейших космических корпорациях (SpaceX и других) есть и реализу­ются стратегии, программы, проекты долго­срочного освоения космоса, в том числе международные программы и проекты, например, мегапроект пилотируемой Международной космической станции, существующей в около­земном космическом пространстве с 1998 года.

Проект Международной космической стан­ции (МКС) иногда называют сверхпроектом: он объединил в сотрудничестве ряд ведущих космических стран и является самым дорогим в истории космонавтики (на него уже потраче­но более 140 млрд долларов). Этот переходный сверхпроект обладает некоторыми свойствами сверхглобальности и предшествует полноцен­ным сверхглобальным проектам, выполняя важную миссию по подготовке человечества к их организации и реализации. Количество и масштаб подобных стратегий, программ и проектов, объёмы финансирова­ния из государственных и частных источников нарастают, и в XXI веке всё это закономерно пе­реходит в новое качество.

МЫ ЖИВЁМ В ЭПОХУ ПЕРЕХОДА К ТРЕТЬЕМУ ПЕРИОДУ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ, КОГДА НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ ВСТАЁТ ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СВЕРХГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА.

СВЕРХГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА

Предлагаемая автором концепция даль­нейшего освоения космоса охватывает ряд взаимосвязанных сверхглобальных про­ектов. Из множества новых проектов вы­делим четыре: 1 – система защиты Земли от астероидно-кометной опасности; 2 – освое­ние Луны; 3 – освоение Марса; 4 – космическое человечество.

Эти проекты расположены в порядке нараста­ния сложности и сроков реализации. Они дав­но известны и широко обсуждаются в научной среде и обществе, но новизна состоит в том, что сейчас происходит переход к их практической реализации.

Одна из важных проблем – что выбрать в ка­честве приоритета: освоение Луны или Марса? С начала XXI века было множество дискуссий и решений, в том числе на высших государ­ственных уровнях в России и США, в которых предлагалось приступать сразу к освоению Мар­са из-за бесперспективности освоения Луны. Но в последние годы пришло понимание необ­ходимости идти в дальний космос через Луну, её освоение и включение в деятельность человечества в дополнение к хозяйству Земли.

Важно отметить, что между указанными че­тырьмя сверхглобальными проектами суще­ствуют сложные взаимосвязи, которые необхо­димо учитывать. Реализация сверхглобальных проектов явля­ется сверхзадачей человечества на новом эта­пе космической эры на пути к её 100-летию (в 2057 году), в течение всего XXI века и далее. В настоящее время необходимо сделать слож­ный выбор: каким образом, по какой страте­гии, используя какие ресурсы и какими темпа­ми следует к ней приступать.

Существует ряд задач, которые предстоит решить:

1. Определение приоритетов.

2. Новые правила игры в сфере космической дея­тельности.

3. Организация международного сотрудничества.

4. Экономические механизмы, ресурсы.

5. Переход к новому технологическому укладу и принципиально новым технологиям. При­чём решить эти задачи возможно только при наличии необходимых условий и объединении усилий и ресурсов на нашей планете.

Сверхглобальные проекты дополняют и раз­вивают осуществляемую космическую дея­тельность, глобальные космические системы (системы мониторинга окружающей среды, те­лекоммуникационные и другие). Они необхо­димы для объединения мирового сообщества, перехода к новому качеству процесса освоения космоса в целях выживания и развития человечества в парадигме предельной стратегиче­ской перспективы, направленной на защиту Земли, земной цивилизации и создание кос­мического человечества /9/.

Рассмотренная система из четырёх сверх­глобальных проектов является открытой и может быть трансформирована и допол­нена, например:

– солнечной космической энергетической системой для обеспечения энергией цивили­зации на Земле;

– добычей на астероидах природных ресурсов, жизненно важных для человечества;

– развитием системы защиты Земли с охва­том новых видов угроз и противодействия им (например, опасным воздействиям и послед­ствиям сверхмощных магнитных бурь из-за повышения активности Солнца и так далее);

– поиском внеземной жизни, обитаемых экзопланет, внеземных цивилизаций в целях дальнейшей экспансии, контакта, защиты и так далее.

В мире поднимается новая волна освоения космоса, расширяются границы сферы косми­ческой деятельности, идёт переход к новым космическим технологиям, направленным на повышение безопасности и эффективности. Человечеству предстоит выйти на новый уро­вень освоения космоса через создание и реализацию общей сверхглобальной стратегии, син­тезирующей новые сверхглобальные проекты и эффективные чистые технологии в парадигме сбалансированного устойчивого «зелёного» развития на Земле и в космосе.

ЭКОЛОГИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТЫ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА

Проблема исследования, создания и реали­зации экологичных космических технологий и проектов является сложной и междисципли­нарной. Ситуация дополнительно осложня­ется отсутствием устоявшейся терминологии и критериев оценки экологичности («чисто­ты», «зелёности») технологий и проектов (космических и других), а также их быстро нарастающим количеством.

Общее количество выданных патентов в мире – более 70 млн, однако неизвестно, сколько из них относится к экологичным. В первом приближении таких несколько тысяч, среди которых 1 000 относятся к космическим технологиям (оценка автора).

Существует значительный потенциал эколо­гизации техники и деятельности за счёт пере­хода к экологичным технологиям и проектам, многие разработаны и созрели для реализа­ции. Но большинство этих идей, технологий, проектов не внедрены в практику. По имеющейся информации, в мире внедряется менее 10 процентов патентов. Причём в XXI веке значительное количество новых технологий не патентуется – они создаются, суще­ствуют и реализуются в режиме коммерческой тайны.

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЭКОЛОГИЧНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТЫ

Обобщая доступную информацию об иде­ях, патентах, проектах, их можно системати­зировать и представить в виде следующего краткого списка:

1. Новые ракетные технологии: новое топливо («зелёное», нетоксичное, нанотопливо и др.), новые двигатели (лазерные, плазменные и др.) и ракеты-носители, многоразовые возвращае­мые ступени, одноступенчатые ракеты-носители и так далее.

2. Технологии минимизации, переработки отходов, мусора, очистки от них окружающей среды.

3. Нереактивные, неракетные технологии полё­тов, перемещения в космосе на новых физиче­ских принципах, в перспективе – на основе гра­витационных, квантовых и других эффектов.

4. Бесшумные (вне и внутри летательные аппараты).

5. «Безотходные» летательные аппараты в космосе.

6. Чистый полный жизненный цикл космической техники и деятельности.

7. Принципиально новые технологии обес­печения жизнедеятельности и безопасности людей в космосе.

8. Космический лифт Земля – Луна, тросовые системы и другое.

9. Солнечные космические электростанции.

10. Специальные проекты для перехода кос­мической отрасли к наилучшим доступным технологиям, чистым, «зелёным» технологиям (например: Cleane Space Initiative – инициатива «Чистый космос» в Европейском космическом агентстве (Европейский союз), с 2013 года). Данный список открыт и его можно продолжить.

Главной проблемой является организация процес­са внедрения принципиально новых технологий, их экспертиза, оценка, менеджмент.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

1. В данной статье рассмотрен оптимистический сценарий дальнейшего освоения космоса, хотя автор понимает, что ему не избежать острой критики сторонников приоритетного решения земных проблем, минимизации космической деятельности.

2. Сделана периодизация космической эры, вы­несены три периода (первый: 50-60 годы XX века; второй: 70-е годы XX века – 10-е годы XXI века; тре­тий: с 20-х годов XXI века).

3. Сейчас мы находимся на переходном этапе от второго периода к третьему, в мире поднима­ется новая волна освоения космоса и начинается переход к практической реализации сверхглобаль­ных проектов.

4. Сверхглобальные проекты освоения космоса мо­гут выполнить роль аттрактора и супермагистрали для устойчивого развития цивилизации.

5. Предложена концепция дальнейшего освоения космоса, включающая четыре взаимосвязанных сверхглобальных проекта в качестве основы долгосрочной космической стратегии человечества.

6. Успешная реализация сверхглобальных проек­тов освоения космоса возможна только при перехо­де к новому технологическому укладу, принципиально новым эффективным, чистым технологиям. Приведён краткий список новых перспективных экологичных космических технологий и проектов, который открыт для дополнений.

7. В России и мире существует большой потенциал экологизации космической техники и деятельно­сти, множество готовых экологичных технологий, проектов, но процессом перехода к ним необходи­мо управлять.

8. Необходима теория освоения космоса, которой до сих пор нет, и её предстоит разработать.

9. Целесообразно создать Институт освоения космо­са для исследований проблем теории и практики.

Источник: «Воздушно-космическая сфера», № 1 (94) 2018