О чём просигналило «преступление века»?

Оздоровление страны государственная власть должна начинать с себя

16:29 / 5 февраля 2019

В конце прошедшего января вся страна приобщалась к искусству. И осваивала вершину «Ай-Петри…» Так называется картина, которую дерзко украли 27 января из Третьяковской галереи. Правда, её быстро нашли, но поднялся такой вселенский шум-гам, что все россияне словно лично побывали на той или иной художественной выставке или сразу на нескольких.

Снова: кто виноват?

Произошло ЧП в воскресенье вечером около 18:00 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, где проходит выставка художника Архипа Куинджи. Человек 23−25 лет подошёл к полотну, уверенно снял его со стены, вынул из рамы и покинул зал прямо на глазах посетителей.

«В настоящее время следственно-оперативная группа работает на месте происшествия, собираются свидетельские показания. В момент кражи охрана музея, осуществляемая силами Росгвардии и службой безопасности Третьяковской галереи, работала в штатном режиме. Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова тут же прибыла на место. Меры безопасности усилены на выставке Архипа Куинджи и всех площадках Третьяковской галереи», – вскоре появилось на сайте Третьяковки официальное сообщение.

Все окружающие, говорилось в нём, были абсолютно уверены, что это сделал сотрудник музея, только через несколько минут стало понятно: произошла кража. И уточнялось, что полиция и следственные органы незамедлительно приступили к расследованию. Впрочем, очевидцы, судя по их комментариям в ряде СМИ, утверждают, что исчезновение картины из Третьяковской галереи заметили только через полчаса. А также отмечают: холст «Ай-Петри. Крым» находился в небольшом зале в углу, практически в слепой для контроля зоне.

Так или иначе, но уже утром 28 января МВД РФ сообщило о задержании в Подмосковье по горячим следам подозреваемого в хищении картины. Им, по информации полиции, оказался 31-летний уроженец Крыма Денис Чуприков – фигурант уголовного дела по ст. 228 УК (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств). Он сообщил полицейским, что спрятал картину на территории стройки в Одинцовском районе, где она и была изъята. В Третьяковской галерее после возвращения полотна повреждений на нём не нашли. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 164 УК РФ «Хищение предметов, имеющих особую ценность». Предполагаемый похититель картины из Третьяковки решением Таганского суда столицы  арестован на два месяца.

СМИ уже известны мотивы подозреваемого в краже картины. Денис Чуприков признался на допросе, что планировал продать полотно и рассчитаться с долгами. По информации Федеральной службы судебных приставов, за ним зарегистрирован долг в сумме 239 977 рублей. Подозреваемый пройдёт экспертизу на вменяемость. Он, как сообщил журналистам ответственный секретарь ОНК Иван Мельников, просил передать всем гражданам России свои извинения за то, что натворил. Задержанный также рассказал, что регулярно посещал музеи, особенно когда вход туда был бесплатным.

Следствие ГУ МВД по Москве предполагает, что он действовал не один. Версия о наличии у Чуприкова сообщников и возможного заказчика преступления проверяется. Официальный представитель МВД Ирина Волк в свою очередь заявила, что не исключена версия причастности к преступлению работников галереи, в связи с чем проводится их опрос. К таким подозрениям побуждает кража в Третьяковской галерее женской шубы, совершённая в один и тот же вечер с похищением картины «Ай-Петри. Крым». По мнению многих, в том числе и Зельфиры Трегуловой, кража шубы могла быть отвлекающим манёвром. Украденную из Третьяковки одновременно с картиной Куинджи шубу найти по горячим следам не удалось. Материальный ущерб составил 250 тысяч рублей.

В СМИ и в Интернете похищение «Ай-Петри. Крым» уже назвали преступлением века. Как такое могло случиться в наши дни в нашей стране чуть ли не тотального контроля? Дениса Чуприкова сотрудники полиции и ФСБ нашли быстро, благодаря камерам видеонаблюдения. Пресс-центр МВД опубликовал ролик, где человек в чёрном свитере и потёртых джинсах снимает картину на глазах у посетителей. Они недоумевают, но тревогу не поднимают, тем более что не сработала сигнализация. Позже выяснилось: её там даже не было.

Но куда и как смотрела охрана Третьяковки? Практически все её сотрудники видели эту запись и не среагировали. А ведь их обязанность не просто ролики смотреть, а оперативно действовать! Как это происходит в захудалых магазинах, где охранники, судя по скандалам об их грубостях при задержании посетителей, действуют должным образом. Получается, что охрана Третьяковской галереи, где хранятся мировые шедевры, сработала хуже, чем в продуктовом супермаркете.

И тут обращает на себя внимание жёсткость заявления, с которой официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин отметил, что сотрудники ведомства обеспечивают охрану правопорядка только на входах в Третьяковскую галерею, а на выходе дежурит её служба безопасности. «Задачи охраны в Третьяковской галерее разделены, – уточнил он. – Наши сотрудники обеспечивают охрану внешнего периметра здания и досмотр всех входящих с целью предотвращения проноса в здания опасных предметов. Сохранность картин и контроль внутри залов в зону нашей ответственности не входят». За это отвечает служба безопасности Третьяковской галереи, которая по официальному сообщению на сайте Третьяковки «работала в штатном режиме». То есть кимарила?

Стоит напомнить, что до 1 ноября 2015 года практически все государственные музеи и выставки охранялись внутренними войсками МВД. Однако после проведённой реорганизации под полицейской охраной остались лишь несколько культурных учреждений, а во всех остальных государственная охрана (нынче её осуществляет Росгвардия) сохранилась только на уличном периметре. Внутренняя охрана была возложена на руководство учреждений, которым предложили заключить договор с ФГУП «Охрана» МВД России. Однако многие предпочли сэкономить и нанять частников.

…И что делать?

Результат – налицо, и он стал сигналом не только для Третьяковской галереи, но и других подобных учреждений о необходимости серьёзных назревших перемен по охране нашего национального достояния. Произведения искусства, входящие в государственный музейный фонд, требуют кропотливой целенаправленной работы государства по усилению мер безопасности, обеспечению всеобъемлющей сигнализации, если выражаться образно.

Такую позицию в беседе с журналистами высказала, например, депутат Государственной думы, известный прокурор Наталья Поклонская: «Нужно усиливать охрану по всем объектам культурного наследия». Не промолчал  и художник Никас Сафронов: «Это удивительно: буквально на глазах у сотрудников берут картину, и никто даже ухом не повёл. Очевидно, что в системе охраны есть серьёзные недочёты». Кремль также прокомментировал кражу картины Куинджи из Третьяковской галереи. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил о том, что делать далеко идущие выводы после произошедшего преждевременно, но технологические выводы по совершенствованию системы охраны будут сделаны.

Минкультуры РФ, судя по словам главы его департамента музеев Владислава Кононова, свои выводы уже сделало. Чиновник заявил: «В ближайшее время все картины будут оснащены электронными датчиками безопасности». А также сообщил, что после инцидента принято решение провести масштабную проверку безопасности всех федеральных музеев. Говоря о Третьяковке, допустил возможность введения досмотра на выходе из здания. В ближайшие недели будут приняты и кадровые решения по сотрудникам галереи. Зельфира Трегулова в свою очередь уточнила: руководителями Третьяковки займётся Минкульт, а рядовыми – музейная администрация. 

Впрочем, из музея уже уволена смотритель, которая находилась в зоне произошедшего. Как пояснили в галерее журналистам, из-за особенностей характера она «не собралась и не выполнила служебные обязанности, чтобы вести себя как необходимо в той ситуации». Разумеется, смотритель уволена по собственному желанию. Как говорится, первый стрелочник нашёлся.

Картина громких похищений

Похищение полотна Куинджи – это второе серьёзное происшествие в Третьяковской галерее за последние восемь месяцев. Вечером 25 мая 2018 года там был задержан мужчина, который разбил стекло картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и повредил полотно. Шедевру понадобилась дорогостоящая реставрация, которую удалось провести за счёт спонсорской помощи.

Невольно возникает вопрос: какие полотна исчезали из российских музеев за последние 10 лет и сколько из них удалось обнаружить? Бытует мнение, что воры чаще всего проникают в провинциальные галереи, откуда и уносят произведения известных русских мастеров. Так ли?

4 декабря 2010 года из Дагестанского музея изобразительных искусств в Махачкале неизвестные похитили картину «Бурлаки» Исаака Левитана. Её оценочная стоимость около 100 тысяч долларов. Она до сих пор не найдена, подозреваемых в краже нет.

В октябре 2012 года из московской квартиры-музея художника-авангардиста Александра Древина были похищены 19 картин. В том числе 13 полотен кисти самого Древина. Из них удалось найти только две – «Охотник» и «Пейзаж с белым домом». В декабре 2012 года оба полотна были обнаружены при попытке продажи в Москве.

25 августа 2013 года воры в масках напали на сторожа Историко-художественного музея городка Вязники Владимирской области, нейтрализовали его и вынесли картины «Лес. Ели» Ивана Шишкина, «Рыболов» Константина Коровина и «Первый снег» Станислава Жуковского общей стоимостью более 3,3 миллиона долларов. В январе 2017 года полотно Шишкина было найдено в Белоруссии, судьба остальных остаётся неизвестной.

5 августа 2014 года из государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника города Плёс Ивановской области украли пять работ Исаака Левитана – «Розы», «Полустанок», «Речная заводь», «Овраг с забором» и «Тихая речка». Их общая стоимость – 195 миллионов рублей. Злоумышленники влезли в помещение ночью через разбитое окно. В 2016 году все три похитителя были пойманы в Подмосковье и осуждены, а картины возвращены в Дом-музей.

9 июля 2015 года двое преступников ворвались в помещение Тарусской картинной галереи в Калужской области, связали директора и работницу и вынесли работы «Море у острова Капри» Ивана Айвазовского, «Голова иерусалимского еврея» Василия Поленова и «Распятие с предстоящими и святым Франциском Ассизским» неизвестного художника. Общая стоимость украденных картин превышает семь с половиной миллионов рублей.  Через месяц похитители были разоблачены, ими оказались ранее судимые жители Калуги. Картины сохранились в целости и возвращены в музей.

В августе 2018 года икона «Богоматерь Смоленская Шуйская» вернулась с выставки в Мурманске в Исторический музей Москвы. С тех пор образ, хранящийся в его фондах, не могут найти. После служебного расследования сотрудники обратились в полицию, однако найти произведение не удалось. На сайте музея сообщается, что написанная в Вологде икона датируется второй половиной XVI века. Как видим, ничто не ново в этом мире, разница лишь в том, что Третьяковская галерея по своим возможностям и сакральной значимости – одна из духовных опор русского мира. И этим многое определяется, хотя нередко духовно продвинутые граждане утверждают: Россия возродится провинцией.

«Иллюзия света была его богом…»

Так или иначе, картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» 1 февраля снова вернулась на выставку в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. И будет снова радовать посетителей своим прекрасным синим предрассветным пейзажем горы Ай-Петри. Она помещена под специальное стекло и сигнализацию, дополнительно защищена «мёртвым крепежом» и висит на новом месте, которое лучше просматривается с камер видеонаблюдения. Её размеры – 39 × 53 сантиметра. Картина датируется 1890-ми годами и входит в коллекцию Русского музея. В открытой продаже никогда не была. Говорить о цене полотна можно только в связи с возможной суммой страховки – на сегодня она, по оценкам Минкультуры, составляла 12 миллионов рублей. Аукционная цена, сообщила журналистам гендиректор Sotheby’s Россия и СНГ Ирина Степанова, скорее всего, была бы выше, но рыночных перспектив у полотна нет. По её словам, картины, созданные Куинджи в 1870–1880-х годах, когда он написал свои главные шедевры, ценятся выше, чем написанные в период 1890-х. Аукционный рекорд для его работ – 3 миллиона долларов – стоимость проданной в 2008 году на Sotheby’s картины «Берёзовая роща» (1881).

Архип Куинджи (1842–1910) – признанный мастер пейзажной живописи, русский художник-передвижник XIX века, имевший греческие корни. Любопытно, что кража совершена 27 января, в день, когда ему исполнилось ровно 177 лет со дня рождения. Но это, скорее, совпадение. Его творчество ещё при жизни было связано с Третьяковской галереей,  где выставлялись многие отдельные полотна живописца. Нынешняя выставка работ художника, созданных в разные периоды жизни, открылась в Третьяковке 6 октября прошлого года. На ней представлено около 170 лучших произведений художника из фондов Третьяковской галереи и Русского музея, а также из 24 собраний, включая частную коллекцию, региональные музеи и комплект полотен из Азербайджана и Белоруссии.

К началу февраля выставку посетило более 300 тысяч человек. В эти дни очереди желающих попасть на экспозиции Куинджи выстраиваются ещё до открытия галереи. Она продлится до 17 февраля, так что есть возможность воочию приобщиться к высокому искусству и ощутить на себе таинство света, исходящего из творений этого талантливого художника-самоучки. «Иллюзия света была его богом, – сказал о нём Илья Репин, – и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».

Безопасность требует денег…

«ВПК» обратился к ряду известных политиков с вопросом: «Вас не смущает та лёгкость, с которой была украдена картина из Третьяковки? Что нужно предпринять, дабы подобные ситуации впредь не повторялись?» Предлагаем вашему вниманию их ответы.

Татьяна МОСКАЛЬКОВА, Уполномоченный по правам человека в РФ, генерал-майор полиции в отставке:

– Обеспечение безопасности – сегодня очень узкое место всех музеев. Слишком дорогие услуги структур вневедомственной охраны, которая теперь входит в Росгвардию. Многие музеи по этой причине заключают договоры с ЧОПами, которые обходятся дешевле, но не могут обеспечить достойную защиту, надёжную охрану культурных ценностей. Именно поэтому очень важно, чтобы государство взяло на себя бремя организации их безопасности.

Это также нужно, как и защита детей в школах. Почему мы столкнулись с керченской трагедией? Потому что там не было профессиональной вневедомственной охраны. Я обратилась в ответственные органы государственной власти с предложением по усилению охраны детских учреждений, государственных музеев на профессиональной основе. Государство должно выделять дотации для полноценного сохранения всего того, что является достоянием Российской Федерации и всего народа.

Сегодня многие возмущаются, как такое могло случиться, что украденная картина оказалась даже без сигнализации?! Наш мудрый народ по этому поводу говорит: жадный платит дважды. Из этого напрашивается вывод: не нужно экономить на самом главном – на наших духовных ценностях. Уверена: сотрудники Третьяковской галереи, как и любого другого музея, сделали бы всё возможное для достойной и надёжной охраны своих фондов, если бы для этого у них был соответствующий ресурс. Именно поэтому я не присоединяюсь к дружному осуждению тех, кто упрекает их в безответственности и разгильдяйстве. Сохранностью наших культурных ценностей, как и полноценным воспитанием подрастающего поколения, ещё раз подчеркну, призвано, прежде всего, озаботиться государство, выстроив и финансово обеспечив соответствующие программы действий на профессиональной основе.

Сергей БАБУРИН, президент Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, председатель Международного Славянского Совета, депутат Государственной думы I, II и IV созывов:

– Выполнять добросовестно свои обязанности. Если бы в Третьяковской галерее были соблюдены все предписанные требования безопасности хранения, такой публичный грабёж средь бела дня был бы невозможен. Произошедшее в чём-то является символом того, что мы вступили в эпоху техногенных катастроф в полной разболтанности трудовой дисциплины. А ещё безответственности власти за свои обязательства перед людьми, перед своим гражданами.

Многие удивляются тому, что ценная картина в нарушение всех требований безопасности хранения не была подключена к сигнализации, и это способствовало её безмятежному воровству. Но в нашем государстве точно также легко воруют деньги на властном уровне, с тою лишь разницей, что укравшего картину крымского предпринимателя быстро задержали, а вот наши высокопоставленные казнокрады неподсудны.

Недавнее показательное задержание прямо на пленарном заседании Совета Федерации 32-летнего сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова является скорее исключением, неким сбоем в отлаженном механизме внутривластных разборок. Все помнят, например, скандальные аферы бывшего руководства Минобороны в лице Сердюкова и Васильевой, которые так и остались не доступными для правосудия. В 2018 году, по сведениям Генпрокуратуры, случаев мздоимства зафиксировано на 10% больше, чем в прошлом.

В России стали чаще брать взятки, а это значит, что органы государственной власти ещё больше напрямую вовлекаются в грабёж страны. Стоит ли удивляться тому, что 45% россиян, по итогам исследования «Левада-центра», опубликованном 31 января, считает, что страна движется по неверному пути. Этот показатель достиг максимума с 2006 года. И это знак того, что оздоровление и очищение России государственная власть должна начать с себя.

Николай ХАРИТОНОВ, председатель Комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока:

– Смущает и напоминает знаменитый советский фильм «Старики-разбойники». Трудно понять человека, который покусился на картину Куинджи, одного из самых дорогостоящих русских художников. Надо же быть таким безумцем, чтобы заранее не осознавать свою обречённость на неудачу в её дальнейшей реализации… Это с одной стороны, а с другой – руководство выставки явно допустило халатность, понадеялось на русское авось. Как можно открывать столь представительную выставку знаменитого живописца, полотна которого являются национальным достоянием страны, и беспечно подойти к организации их охраны.

Ведь как оказалось, даже сигнализация не была должным образом организована, не сработала. И это сегодня, когда для этого есть великолепные современные возможности. Многие нынче останавливают машину на улице около дома в любую погоду, и если кто-то нечаянно тронет её – сигнализация тут же срабатывает. А здесь речь идёт о галерее, где выставлены картины, стоимостью на десятки и сотни миллионов рублей. Очевидно и то, что российским музеям выделяется недостаточно средств для эффективной охраны их бесценных коллекций

Минкультуры вознамерился после ЧП провести массовую проверку системы безопасности федеральных музеев. Похвальное стремление, а что раньше не было возможности всё проверить? Почему такие проверки не проходят регулярно? Дома взорвались от газа, и по всей стране побежали проверять газовые плитки и баллоны. Дети устроили кровопролитную стрельбу, и по всей стране начали массово и оперативно решать проблему продажи и хранения оружия. А зачем тогда у нас множество соответствующих специализированных служб?! Им всего лишь надо выполнять свою работу компетентно и системно, что призвано обеспечить государство.

Павел Анохин

Поделиться в соцсетях:

219

искусство

Третьяковская галерея

Еще в разделе