Кому мешает Конституционное собрание?

Принятие Федерального конституционного закона о нём остаётся единственным невыполненным долгом, вытекающим из требований Основного закона страны.

20:25 / 24 апреля 2019

ПВР регулярно поднимает этот вопрос уже много лет, но партия власти столь же настойчиво саботирует его. Налицо конфликтная ситуация, которая со временем может вылиться в острое противостояние между обновленцами и сторонниками ныне действующей Конституции РФ. Надо ли доказывать: если есть правила игры, нужно иметь и процедуру, их меняющую.
 
В Госдуме сегодня имеется пять законопроектов, посвящённых Конституционному собранию, но ни один из них не прошёл даже первого чтения. Аргумент тех, кого всё устраивает, довольно прост: как только будет принят закон о Конституционном собрании, возникнет очередь желающих менять Основной закон.
 
Впору задаться вопросом: как и легко ли изменить те или иные положения Конституции, если они устарели, вошли в противоречие с интересами развития страны? Институт русского социологического исследования обнародовал доклад по итогам состоявшегося семинара, где обсуждали этот вопрос. «Для того чтобы внести поправки в её 1, 2 и 9-ю главы (соответственно «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»), – говорится в нём, – необходимо получить одобрение 3/5 депутатов Государственной думы и 3/5 членов Совета Федерации.
 
Затем следует созвать Конституционное собрание, которое должно проголосовать за изменение Конституции. После этого образуется Конституционная комиссия, которая разрабатывает проект новой Конституции с внесёнными поправками и выносит его на всенародный референдум. Новая Конституция вступает в силу, если на референдуме её одобрили более 50 процентов избирателей. Но такую сверхсложную процедуру внесения поправок сегодня даже теоретически выполнить невозможно только потому, что у нас до сих пор нет закона о Конституционном собрании. Это единственное положение Конституции, которое не исполнено за прошедшие годы после её принятия...»
 
Геннадий Селезнёв, будучи председателем Государственной думы II и III созывов, одним из первых в стране поднимал и настойчиво проводил идею принятия закона о Конституционном собрании. Центральный совет «Партии Возрождения России» 15 ноября 2013 года обратился к президенту РФ Владимиру Путину, председателю Государственной думы РФ в то время Сергею Нарышкину, председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, ко всем общественно-политическим силам России с инициативой о формировании Общественного общенационального совета по разработке концепции ФКЗ о Конституционном собрании. «Сегодня назрела крайняя необходимость, – говорится в документе, – сформировать Конституционное собрание РФ из профессиональных и ответственных общественных деятелей и юристов, авторитет которых позволит создать действенный и надёжный механизм по решению вопросов, связанных с изменением Конституции РФ...» Инициатива осталась без отклика.
 
Работа Конституционного собрания позволит усилить общественный контроль за изменениями в Конституции РФ и создаст здоровую общественно-политическую обстановку вокруг проблемы, связанной с вопросами конституционной реформы. В СМИ появились информационные вбросы, предполагающие кардинальную модернизацию и Конституции, и верховной власти. Так, парламент Чечни внёс в Госдуму поправки к Основному закону страны о продлении полномочий главы государства с двух до трёх сроков подряд. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в своих поправках в Конституцию предложил вместо института президентства в России ввести коллективный орган управления страной – Госсовет. Основные полномочия при этом перейдут к председателю Госсовета, который будет назначать руководителей административных единиц страны – губерний, краёв, республик.
 
Лёгкость, с которой были продлены, например, сроки действия полномочий президента РФ на шесть лет, депутатов Госдумы – на пять лет или совершён переход от избрания председателя Конституционного суда самими судьями к тому, что его назначает президент, настораживает. И порождает понимание опасности того, что если сегодня мы не заметим, как нарушается Конституция, то завтра она станет филькиной грамотой. Во избежание этого ПВР настаивает на принятии закона о Конституционном собрании. Сегодня приходит осознание: Конституционное собрание – ключ к суверенитету России, ибо может не только освободить её от внешнего управления, но и объединить, обеспечить национальное согласие и единство Российского государства.
 
Евгений СТРЕКАЛОВ, член Совета РО ПВР в Воронежской области

 

Поделиться в соцсетях:

216

Конституционное собрание

закон

Конституция

Евгений Стрекалов

Публикации по теме

Еще в разделе