Казна захлёбывается от денег

А правительство Медведева вновь предложило бюджет нищеты.

10:41 / 3 октября 2017

В парламенте России – Совете Федерации и Государственной Думе – началась осенняя сессия-2017. Сенаторам и депутатам предстоит рассмотреть более 630 законопроектов, из них 136 – первоочередных. И прежде всего, принять Федеральный бюджет на 2018–2020 годы. Накануне глава Минфина РФ Антон Силуанов утверждал, что основными направлениями его расходов являются социальная сфера (36,4%), оборона (29%) и поддержка национальной экономики (14,7%). Так ли всё на самом деле?

29 сентября представители фельдъегерской службы внесли в Госдуму проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов. Документ, состоящий из 10 тысяч 526 страниц, стал последним бюджетом, который вносят в парламент в огромных коробках. В дальнейшем он будет поступать в электронной версии. 

Осенние приоритеты парламента

Председатель Госдумы Вячеслав Володин на первом пленарном заседании 13 сентября сразу же призвал думцев завершить работу над законодательным обеспечением Послания Президента РФ. «У нас принято 50 законопроектов из 98, которые необходимы для его реализации. 25 – находятся на рассмотрении в Государственной Думе, из них: 18 – принято в первом чтении, 7 – на стадии предварительного рассмотрения», – уточнил он. И напомнил: в Думу нынешней осенью должны быть внесены ещё 23 законопроекта, из которых 4 – депутатами, 19 – Правительством. Именно они вызывают у него особое беспокойство, отметил спикер, обращаясь с просьбой к полномочному представителю Правительства РФ в Госдуме с просьбой активизировать работу по их подготовке. 

И в самом деле, куда дальше тянуть – вскоре уже новое Послание прозвучит, а законодательные долги ещё по старому не закрыты. Разумеется, все эти 23 законопроекта можно в последний миг махом принять, но думцы одним из своих приоритетов определили и повышение качества законотворчества. Ради этого даже решили сокращать на один час свой обеденный перерыв во время пленарок в среду, а в пятницу и вовсе от него отказаться, дабы рабочий день можно было завершить в 15:00 и побыстрее рвануть в свои регионы, где с утра субботы приступить к общению с избирателями. Не жалеют живота своего ради счастья народного. С особым благоговением Вячеслав Володин сообщил, что повестка дня работы палаты нынешней осенью сформирована на основании проведённых социологических опросов электората. Согласно им россиян, прежде всего, волнуют вопросы ответственного обращения с животными, безопасность дорожного движения, состояние и правовая защищённость русского языка. Разумеется, и социальные проблемы во всём их многообразии.

Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, открывая 27 сентября политический сезон палаты, подчеркнула, что сенаторы продолжат твёрдо отстаивать интересы регионов. «Нам надо более энергично уже на ранних стадиях «отсекать» законы, которые предполагают увеличение расходов или снижение доходов бюджетов субъектов Федерации без установления соответствующих компенсаций», – подчеркнула она. Задачей номер один, по её словам, является осуществление мер, направленных на снижение долгов регионов. Переломным моментом в этом направлении стало принятое в эти дни решение Президента России Владимира Путина о запуске с 1 января 2018 года программы реструктуризации накопленных регионами бюджетных кредитов. Программа рассчитана на 7 лет, но для некоторых регионов она может быть продлена до 12 лет. Условия максимально льготные, особенно в первые два года: регионам нужно будет выплачивать всего по 5 процентов долга ежегодно. Совет Федерации готов обеспечить законодательную поддержку, необходимую для реализации инициативы, которая позволит снять остроту проблемы.

Безусловно, в центре повышенного внимания палаты будут вопросы социальной политики. Валентина Матвиенко обратила внимание на закрытие «под видом оптимизации жизненно важных медицинских учреждений, особенно в сельской местности». Она заявила, что проблему решит законопроект, подготовленный с участием сенаторов. В соответствии с ним ликвидация медицинской организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учёта мнения жителей.

Международные контакты

Приоритетным остаётся для парламентариев и развитие межпарламентских связей. Депутаты и сенаторы продолжат принимать участие в работе международных парламентских структур. «Необходимо исходить из того, что визиты и поездки должны быть обоснованными, иметь понятные цели и задачи, способствовать продвижению интересов нашей страны», – подчеркнул спикер ГД Вячеслав Володин. При этом призвал не превращать международные поездки в туризм. Особенно важно, считают в парламенте, повысить эффективность работы наших делегаций в парламентских ассамблеях СНГ, ОДКБ, ОБСЕ.

Прежде всего, СФ и ГД продолжат международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Напомним, что в октябре в Санкт-Петербурге состоится 137-ая Ассамблея Межпарламентского союза. Участие в ней уже подтвердили 76 руководителей парламентов зарубежных государств. А в декабре проблемы терроризма и межрегионального взаимодействия обсудят председатели парламентов Афганистана, Ирана, Китая, Пакистана, России и Турции уже на совещании в Исламабаде. Особый интерес представляет и запланированная на декабрь Международная конференция «Парламентарии против наркотиков». Она проводится в Москве в рамках совместного формата с Организацией Объединённых Наций. 

Одной из острых тем для парламентских дискуссии может стать вопрос о пребывании России в ВТО. Летом в Госдуму был внесён законопроект о выходе Российского государства из Всемирной торговой организации. С инициативой выступила группа депутатов от КПРФ. Они указали, что ВТО обязует каждую страну выравнивать свои тарифы на услуги естественных монополий в сравнении с другими странами-членами. И это притом, что Россия использует собственные энергоресурсы, а страны Европы – приобретённые у России по рыночной стоимости с платой за транспортировку. «Это те условия, которые приняли российские переговорщики и которые Россия вынуждена выполнять», – отмечается в пояснительной записке к проекту закона. Очевидных выгод от присутствия России во Всемирной торговой организации нет. Кроме того, детальные обязательства по изменению ставок квот были опубликованы уже после подписания договора, уточняется в документе КПРФ.

Деньги любят счёт

Однако во главе угла профессиональных усилий парламентариев обеих палат в осеннюю сессию – принятие закона о федеральном бюджете России на 2018−2020 годы. Вместе с ним также рассматриваются бюджеты Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования. А деньги, как известно, любят счёт.

Доходы федерального бюджета в 2018 году запланированы на уровне 15,257 триллиона рублей. Суммарный объём расходов заложен в 16,529 триллиона рублей. Прогнозируемый дефицит федерального бюджета в 2018 году составит 1,271 триллиона рублей, в 2019 году – 819,1 миллиарда рублей, в 2020 году – 870 миллиардов.

На секретные расходы, то есть в режиме максимальной конфиденциальности, правительство в 2018 году потратит 17,5 процента бюджета или практически каждый шестой рубль.

Финансирование статей «национальная оборона», «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в суммарном исчислении может составить в 2018 году более 5 триллионов рублей. Общие расходы на силовиков останутся крупнейшей статьёй расходов российского правительства. Они более чем на 8 процентов превысят траты на социальное обеспечение, в 2,2 раза – расходы на поддержку экономики, в 8 раз – на образование и почти в 12 раз – на здравоохранение.

Бюджетные же ассигнования сугубо по разделу «Национальная оборона» в 2018 году, судя по пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2018–2020 годы, внесённого 29 сентября в Госдуму, составят более 2,77 триллиона рублей. Это на 100 миллиардов рублей меньше, чем в нынешнем году – свыше 2,87 триллиона рублей. В 2019 году они планируются в сумме 2 798 497,4 миллиона рублей, в 2020 году – 2 807 994,3 миллиона рублей. «По отношению к объёму ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Национальная оборона», – говорится в представленном документе, – составит в 2017 году 3,1%, в 2018 году – 2,8%, в 2019 году – 2,7% и в 2020 году – 2,5 процента». Доля в общем объёме расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2018 и 2020 годах по сравнению с 2017 годом (17,0%) уменьшится и составит 16,8%, в 2019 году увеличится до 17,1 процента.

Из сопроводительных документов следует, что бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании представленного бюджета по разделу «Национальная оборона», будут направлены на выполнение обязательств по военно-техническому сотрудничеству на возмещение расходов Минобороны России, связанных с продовольственным, транспортным обеспечением, с выполнением международных обязательств по размещению воинских формирований РФ на территориях иностранных государств в 2018–2020 годах, а также на реализацию мероприятий, сведения о которых представляют государственную тайну. На всё это предусмотрено 4,4 миллиарда рублей ежегодно.

На финансирование дефицита бюджета Минфин планирует полностью потратить Резервный фонд. По новому бюджетному правилу все нефтегазовые доходы, полученные от продажи энергоносителей при цене нефти выше установленной планки, c 2018 года будут перечисляться в ФНБ. Проект федерального бюджета рассчитан, исходя из того, что среднегодовой курс рубля составит 64,7 рубля за доллар. При этом цена одного барреля нефти составит 43,8 доллара, в 2019 году – 41,6 доллара, а в 2020 году – 42,4 доллара. Согласно новому бюджетному правилу в бюджет 2018 года должна была быть заложена базовая цена на нефть в размере 40 долларов за баррель, которая затем должна индексироваться на 2 процента каждый год. Минфин РФ планирует в 2018 году потратить из Фонда национального благосостояния 1,1 триллиона рублей, в 2019 году – 4,5 миллиарда, в 2020 году – 3,8 миллиарда рублей. Размер фонда на 1 августа составлял 4,5 триллиона рублей.

В бюджете РФ на 2018-2020 годы не предусматривается повышения налогов, зато предложено повысить акцизы на алкоголь, табак и топливо. В правительстве приняли решение дополнительно поднять акцизы на топливо, по крайней мере, на 1 рубль. Изначально предполагалось провести повышение в два этапа: 1 января и 1 июля 2018 года. Впрочем, есть предложение подождать до переизбрания Владимира Путина Президентом РФ, чтобы не раздражать избирателей. По мнению Министерства энергетики, рост розничных цен окажется гораздо выше, и к концу следующего года бензин может подорожать до 40 рублей за литр. Увеличение акцизов повысит доходы бюджета в 2018 году на 38,6 миллиарда рублей, в 2019 году – на 74,8 миллиарда. Вырученные деньги планируется потратить на строительство трасс в Калининграде и в Крыму.

В проекте бюджета заложены поступления дивидендов от компаний с государственным участием: в 2018 году в размере 379,8 миллиарда рублей, в 2019-м – 425 миллиардов, в 2020 году – 456 миллиардов рублей. Прогноз доходов сформирован с учётом направления на выплату не менее 50 процентов их прибыли.

От приватизации госактивов правительство ожидает в предстоящую трёхлетку получить 36,63 миллиарда рублей. Государство планирует сократить долю своего участия в капитале «Алросы» до 29 процентов плюс 1 акция, а также в уставных капиталах АО «Современный коммерческий флот» и ПАО «Банк ВТБ» до 25 процентов плюс 1 акция. В 2017–2019 годах планируется прекращение участия Российской Федерации  в уставном капитале АО «Новороссийский морской торговый порт», «Приокский завод цветных металлов», «Объединённая зерновая компания» и «Производственное объединение «Кристалл». «Конкретные сроки и способы приватизации этих компаний будут определяться правительством РФ с учётом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов», – говорится в сопроводительных документах к проекту бюджета. Всего в 2017–2019 годах планируется приватизировать 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, а также 1041 объект иного имущества российской госказны.

Неприятной особенностью бюджета на 2018–2020 годы является то, что часть межбюджетных трансфертов в нём «в пределах поступления доходов бюджета» теперь распределяются секретными приложениями 30 и 31. Ранее так распределялась лишь часть субсидий в уставные капиталы ВПК, сейчас речь идёт о финансовых вливаниях в бюджеты субъектов Федерации. Вероятно, накануне выборов Президента РФ Кремль опасается недовольства русских областей повышенным финансированием ряда республик Кавказа. Кстати, глава Чечни Рамзан  Кадыров на днях заявил, что размер дотаций на выравнивание бюджета Республики должен быть увеличен с учётом высокой рождаемости. «Это рост расходов на социальную сферу – здравоохранение, образование и другие, которые необходимо учитывать при исчислении дотаций на выравнивание бюджета», – написал Рамзан Кадыров на своей страничке в соцсетях. При этом добавил: зампред Правительства РФ Дмитрий Козак заверил его, что властям Республики «будет оказана всесторонняя поддержка и помощь».

Чечня, как и ряд других российских регионов, получает из федерального центра дотации на выравнивание бюджета. В республиканском бюджете Чечни на 2017 год безвозмездные поступления из федерального бюджета составили более 48,5 миллиарда рублей. При этом Чеченская республика стоит по сумме дотаций не на первом месте. Так, Дагестан получил более 52 миллиардов рублей. Якутии перечислено более 36 миллиардов рублей, Камчатке – более 37 миллиардов. Эти регионы оказались самыми приоритетными в обеспечении со стороны государства. На засекреченные цели  в предстоящей трёхлетке регионы могут получить до 229 миллиардов рублей в 2018 году, до 253 миллиардов в 2019-м и до 263 миллиардов рублей в 2020 году.

В комментарии по этому поводу председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) подчеркнул: «Бюджетная политика при распределении средств между субъектами Федерации должна опираться только на учёт количества проживающих и климатические особенности, а не на силу национальных или конфессиональных факторов».

«Всё хорошо, прекрасная маркиза!»

Это выражение, взятое из популярной песни, используется как иллюстрация неуклюжей попытки скрыть реальное состояние дел и невольно приходит на ум, когда слышишь комментарии и заявления наших министров и прочих ответственных государственных деятелей. Недавно Президент России Владимир Путин провёл совещание с министром экономического развития Максимом Орешкиным и министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым. На встрече с восторгом говорилось о том, что экономика России вышла на траекторию устойчивого роста. В том же духе оптимистично глаголет и глава Минфина Антон Силуанов. Темпы роста реальных доходов населения в 2018 году ускорятся, а зарплаты россиян превысят инфляцию на 4,1 процента, заявил он в Госдуме. По его словам, такой прогноз обусловлен восстановлением экономики. Правда, не очень ясно, за счёт чего именно экономика восстанавливается. Об этом не говорят. 

Новости из других источников опровергают заявления о росте и восстановлении. Так, стало известно, что Россия вошла в пятёрку худших в мире стран для пенсионеров – в Глобальном пенсионном индексе инвестиционной компании Natixis Global Asset Management наша страна заняла 40-е место из 43 возможных. Кроме того, она занимает последнюю строчку по таким аспектам, как госуправление и инфляция. Экологические проблемы также продолжают оставаться низкими. Отметим, что при распределении стран в рейтинге учитывается, в частности, доступ пенсионеров к качественным услугам здравоохранения, продолжительность жизни, расходы государства на здравоохранение на душу населения, нестраховые расходы на здравоохранение, материальное благополучие пенсионеров, уровень дохода, показатели безработицы, пенсионный бюджет, экологические факторы, ощущение счастья.

Напомним, в конце 2016 года Госдума приняла в третьем чтении закон о продлении до 2019 года включительно заморозки накопительной части пенсии. Также сообщалось, что Минэкономразвития в целевом варианте макропрогноза до 2035 года закладывает почти нулевой реальный рост пенсий. Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в беседе с журналистами подтвердил выводы рейтинга французской финансовой корпорации Natixis: «Так и есть. У нас пенсии мизерные». И напомнил, что вопрос об индексации пенсии работающим пенсионерам до сих пор не решён.

Не внушают особого оптимизма и данные Росстата. Так, число граждан России с доходом ниже величины прожиточного минимума по итогам первого полугодия 2017 года составляет 21,1 миллиона человек. По данным исследовательского центра Ромир, у граждан резко возросла доля расходов на еду – рекордные 69 процентов. Сильнее всего сократились доходы наименее обеспеченных россиян – в мае они упали на 10,9 процента, тогда как россияне с высокими и средними доходами сократили свои расходы на 5 и 3,2 процента. Если ситуация будет и дальше развиваться в том же направлении, то люди будут вынуждены работать просто за еду! 

При этом разрыв  в уровне доходов между богатыми и бедными россиянами по итогам первого полугодия 2017 года растёт в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. К такому выводу пришли исследователи РАНХиГС. Результаты исследования опубликованы в «Ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения».

А недавно в США вышло исследование о неравенстве граждан в России. Судя по прозвучавшей информации, с 1990 по 2015 год за рубеж вывели богатство, превышающее 60 триллионов рублей. Это значит, что кое-кто увёз за рубеж куда больше денег, чем скопили в России все остальные. Кроме того, 1 процент самых состоятельных граждан контролирует четверть всего богатства страны. С точки зрения социального неравенства это один из самых худших показателей в мире.

Для сравнения: в США 1 процент богатых получает 12 процентов национального дохода. Любопытно, что в России не публикуют данные о том, сколько налогов платят разные группы населения. У общественности нет возможности сравнить, сколько платят наши миллиардеры и миллионеры, а сколько – обычные граждане. По оценкам экспертов,10 процентов самых богатых, присвоивших  половину национального богатства, платят только 5-8 процентов от общей суммы поступивших налогов. Счётная палата недавно сообщила такие данные: только в 2013–2015 годах за счёт фиктивных сделок с экспортом-импортом из страны незаконно вывели 1,2 триллиона рублей.

Словом, подсчитали – прослезились. Однако вернёмся к закону о бюджете.

Дождутся ли россияне полноценный МРОТ?

32-летний житель Архангельска Артём Шишков провёл социальный эксперимент, в рамках которого должен был тратить в месяц не более 7,8 тысячи рублей, что соответствует минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) в России. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы доказать или опровергнуть тезис о том, что на МРОТ возможно прожить. Известно, что на третьей неделе эксперимента Артёму Шишкову пришлось полностью отказаться от большинства продуктов. «У меня появилась сонливость, заторможенность. Я похудел на 5 кг», – рассказал мужчина. Глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, комментируя этот эксперимент, констатировал: «невозможно прожить на МРОТ». А кто бы сомневался? 

Между прочим, на уровне МРОТ в отечественной экономике работает 4,9 миллиона человек. Об этом заявляла весной нынешнего года вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец. Одна из важнейших задач, которая стоит перед депутатами в осеннюю сессию, – это законодательное оформление решения Президента РФ о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума.

Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в ГД Андрей Исаев напомнил, что о необходимости повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума «российские профсоюзы говорили много лет». Из его рассказа следует, что у депутатов были постоянные споры на тему МРОТ с финансово-экономическим блоком Правительства. Ни много ни мало, но на дискуссии ушло целых 25 лет. Ни профсоюзы, ни парламентарии не слишком преуспевали. Андрей Исаев нашёл и причины тому: виноват, мол, экономический кризис 2008 года. «Мы как ответственные силы понимали: форсированное повышение заработной платы может обернуться массовой безработицей, ибо у работодателя от того, что мы просто поднимем цифры в законе, денег дополнительно не прибавится», – пояснил единоросс.

Напомним, что с 2002 года Трудовой кодекс РФ гласит: МРОТ устанавливается на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а «сроки и порядок» поэтапного повышения МРОТ до этого самого минимума должны быть установлены федеральным законом. Именно этот закон до сих пор не был принят. В 2014 году Минтруд пообещал, что МРОТ будет доведён до уровня официально установленного прожиточного минимума к 1 октября 2017.

Сейчас обещается, что с 1 января 2018 года МРОТ будет повышен до 9,488 тысячи рублей и составит 85 процентов фактического прожиточного минимума за второй квартал 2017 года. А также планируется с 1 января полностью уравнять МРОТ и прожиточный минимум (по состоянию на второй квартал 2018 года). В результате таких изменений МРОТ увеличится за два года почти в полтора раза.

Повышение МРОТ до прожиточного минимума потребует около 60 миллиардов рублей, из которых затраты федерального бюджета составят «порядка 16-18 миллиардов». Вместе с тем эксперты отмечают: предположение о том, что в результате минимально возможная заработная плата начнёт покрывать «базовые расходы граждан», является чрезмерно оптимистичным. Предупреждают также и о том, что повышение МРОТ увеличивает риски ликвидации рабочих мест в формальном секторе и выдавливает людей в неформальную занятость.  

Существовать на прожиточный минимум трудоспособного человека очень проблематично. Так, в первом квартале 2017 года этот уровень был установлен в 10 701 рубль: 4767 рублей – на еду, 2377 рублей – на непродовольственные товары, 2376 – на услуги и 1181 рубль – на налоги и обязательные платежи.  Представьте, например, ситуацию, когда на такие деньги должна прожить мать с ребёнком, а отца нет. По оценке Росстата, прожиточный минимум для одинокого человека с ребёнком – 20 457 рублей. Существующие детские пособия тут не помогут, хотя бы потому, что они низкие, а детская одежда и обувь излишне дорога. Это значит, что социальные пособия надо поднимать, но об этом и речи пока нет.

Компромиссы или «договорной матч»?

Парламент обсуждает и принимает его каждую осень. И пока ещё не было случая, чтобы документ о бюджете был отклонён. Его критикуют, не оставляют камня на камне. Судя по заявлениям оппозиционных фракций, бюджеты все последние годы были «бюджетами деградации» и «антисоциальными бюджетами». Но они были приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом России. В этом году всё будет идти по знакомому сценарию. Кстати, первый заместитель руководителя думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев ещё до внесения главного финансового документа в палату заявил: «Наша фракция, безусловно, проголосует в первом чтении «за» предложенный вариант бюджета. Мы – не оппозиция, мы с Правительством представляем одну политическую силу». Яснее и не скажешь! 

Это не значит, что в бюджет не будут внесены ко второму чтению поправки. Как судачат в думских кулуарах, правительство, мол, заранее договаривается с единороссами, какие конкретно изменения можно будет внести, сколько денег на какие именно цели добавить. Так что принятые в результате дискуссий «важные поправки» – это своеобразный «договорной матч». При этом стоит отметить: поправки КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» в ходе обсуждения, как правило, отклоняются.

Напомним, что летом, в самом конце весенней сессии, в Госдуме проходили слушания по бюджетной политике, а также по тарифной и таможенной. На них представители Минфина и Центробанка заявили, что у них проблем с бюджетом фактически нет, он, дескать, будет сбалансированным. И инфляция будет низкой. Народ, увы, низкой инфляции не замечает и ропщет. И вряд ли догадывается о «ловушке» низкой инфляции? Вот, скажем, пенсии. Их ведь, согласно закону, надо индексировать на инфляцию. А раз инфляция низкая, то и индексация будет мизерной. И вообще низкая инфляция позволяет уменьшить любые социальные расходы. Хорошо-то как! Именно поэтому усилиями чиновничьей бюрократии при власти у нас показатели инфляции реальной и официальной существенно разнятся.

Тем не менее, как мы уже дали понять, бюджет будет принят. Глава СФ Валентина Матвиенко рассказала о критериях, по которым Совет Федерации будет оценивать этот законопроект: «Он должен быть бюджетом развития, то есть нацеленным на обеспечение технологической и структурной модернизации отечественной экономики, её выхода на траекторию устойчивого и динамичного роста». Также, по её словам, бюджет должен быть социально ориентированным. И о том, что экономика растёт, граждане России, по её словам, должны узнавать не только из сводок Росстата. «Важно, чтобы они видели это в своей повседневной жизни, ощущали её улучшение», – подчеркнула спикер. Хорошие слова, душу греют. Но сводки Росстата, а ещё больше цены в магазинах и на рынках, из которых мы реально узнаём, насколько наше житьё-бытьё стало лучше, тут же охлаждают благие пожелания. И вводят граждан в ступор: как, каким образом министры и прочие руководители страны умудряются увидеть и рост экономики, и улучшение благосостояния, а они нет?! 

Говоря о причинах реального сокращения финансирования ряда социальных статей, трудно умолчать о мнении известного учёного-экономиста Михаила Делягина. По его данным, федеральный бюджет переполнен доходами, вызванными дорогой нефтью (он свёрстан на основе 40 долл/барр) и, вероятно, превышающей официальную инфляцию. Так, неиспользуемые остатки средств только за август выросли на 173,5 миллиарда рублей. Это больше предполагаемых на 2018 год расходов на инфраструктуру Крыма и Калининградской области, под предлогом которых либеральное правительство Дмитрия Медведева повышает на 1 рубль акциз на бензин, похоже, готовя общественное мнение к «освобождению от затратных окраин». В целом же неиспользуемые остатки средств федерального бюджета с начала года на 1 сентября выросли на 1,7 триллиона рублей – до 7,3 триллиона, превысив половину годовых доходов бюджета.

«Федеральный бюджет захлёбывается от денег, но либеральное правительство Медведева делает всё, чтобы не допустить направления денег России на её собственные нужды, и пока преуспевает в этом. В условиях откровенной враждебности Запада замораживать деньги налогоплательщиков России в американских и европейских госбумагах неловко, поэтому средства копятся на счетах Минфина и на бюджетных депозитах в избранных российских банках», – считает экономист.

В том же духе высказался и член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров («Единая Россия»), по мнению которого, бюджет даже не планирует дальнейшего роста и развития экономики страны. Судите сами, взывает он, российская экономика по прогнозам этого бюджета должна увеличиться на два процента, а мировая за это время вырастет на три с половиной. В результате у нас получается падение на полтора процента.

Из России умыкнули 61 триллион рублей

Подпортили благостную картину слаженной работы партии власти двух палат парламента и оппозиционные лидеры. Так, глава фракции КПРФ Геннадий Зюганов о ситуации в России говорил в мрачных тонах. «Давайте честно посмотрим, – заявил он, – что мы на сегодня имеем, прежде чем обсуждать пакет законов». По его мнению, после дефолта 1998 года депутаты в такой сложной обстановке впервые встречают очередную сессию. Речь идёт и о геополитике, и об экономике. Лидер КПРФ напомнил, что за первое полугодие Россия получила 7,7 процента доходов за счёт продажи сырья и всего 6 процентов дал машиностроительный комплекс. Зависимость от сырьевого сектора, по его словам, только усиливается. Напомнил он и о том, что в обществе раскол достиг неимоверного размера: «Нищих или почти нищих – 55 процентов. 28 олигархов за последние полгода увеличили свой доход на 17 миллиардов долларов. Что касается граждан, девять из десяти продолжали нищать, абсолютное большинство недовольно своим положением», – сообщил он с думской трибуны. 

Особое внимание Геннадий Зюганов уделил решению США поручить своим спецслужбам «в ближайшие 180 дней обшарить все банки в мире и посмотреть, куда делся 61 триллион рублей, которые умыкнули из России в офшоры. Уверяю вас, 180 дней – это как раз канун президентских выборов». Говорил глава КПРФ и о теневой экономике, и о ситуации в социальной сфере. Привёл данные, согласно которым из ста рублей расходной части бюджета только 3 рубля идут на здравоохранение, 3.20 – на науку и 3.60 – на образование. «Надо как минимум удваивать эти показатели, а мы никак не примем закон о детском молоке для того, чтобы дети росли у нас здоровыми и крепкими», – подчеркнул лидер коммунистов. Геннадий Зюганов раскритиковал и продовольственную политику страны, в результате которой торговые сети смогут организовать голод в стране за две недели, так как 90 процентов торговых сетей, которыми располагает Москва, являются иностранными. Как считают коммунисты, давно пора менять и курс страны, и правительство. 

Его соратник по партии и фракции Иван Мельников назвал проект основного финансового закона «бюджетом «замороженных расходов» и такой же замороженной финансово-экономической политики». «Под ростом заработных плат бюджетников предусматривается, по сути, лишь индексация на уровень инфляции, что не может служить качественному росту внутреннего спроса, – сказал он. – А при не слишком реалистичной формуле подсчёта «прожиточного минимума» его уравнивание с МРОТ выглядит прорывом только на словах. При этом снижаются и расходы по таким чувствительным статьям: образование и здравоохранение».

Отражая позицию ЛДПР, заместитель руководителя её фракции в ГД Ярослав Нилов сообщил, что отношение его коллег к проекту «крайне скептическое». «Причин для этого достаточно, – констатировал он. – Сокращение расходов на социальную сферу. Увеличение суммы на обслуживание госдолга. При этом в прошлом году Россия списала долги ряду стран… Планируемая в проекте инфляция не соответствует реальному росту цен. Опять предлагается увеличить акцизы на топливо. Очевидно, что это удар не только по автомобилистам: дорожает топливо – дорожают продукты и услуги. Увеличение МРОТ заложено только до 85 процентов прожиточного минимума. С одной стороны, хорошо, что процесс начат и какое-то увеличение идёт, а с другой – этого недостаточно. Норма Трудового кодекса, согласно которой МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума, нарушается 15 лет. Этот вопрос пора, наконец, решить». По его словам, у Правительства бухгалтерский подход: доходы-расходы, распределение по статьям. «Это неприемлемо! – считает депутат. – Нужен подход экономический. Нельзя ориентироваться только на средства от продажи углеводородов. Необходимо развивать экономику и оптимизировать траты». 

Заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков («Справедливая Россия») находит негативным то, что образование и здравоохранение недофинансированы на 260 миллиардов рублей. «Кроме того, прожиточный минимум пенсионера, который составляет 8703 рубля, рассчитан неверно. Если взять базу 2016 года, накопленную инфляцию, то 1255 рублей не доплачиваются. Эта цифра должна быть 9953 рубля, – подчеркнул он в комментарии для журналистов. – Мы снова видим, что в бюджете предусмотрено 95-97 миллиардов рублей на материальное стимулирование служащих. Это притом, что у нас не хватает средств на другие социальные сферы». Также важно, подчеркнул депутат, чтобы МРОТ был приравнен к прожиточному минимуму, а индексация пенсии пенсионерам происходила не 1 февраля и 1 апреля, а 1 января (таким образом, вместо девяти и 11 месяцев индексация будет на полный год).

Лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов также настроен  критически. Комментируя в беседе с журналистами ситуацию в банковском секторе страны, он заявил: «Богатые дяди в очередной раз перекладывают свои долги на плечи граждан». Кстати, Госдума поддержала предложенное депутатами фракции «Справедливая Россия» протокольное поручение Комитету ГД по финансовому рынку проверить причины исчезновения активов трёх крупных частных банков: «Югра», «Открытие» и «Бинбанк».

Правительственные экономисты утверждают, что снижение цен на продукты в потребительской корзине уже началось, и продолжится в 2018 году

Правительственные экономисты утверждают, что снижение цен на продукты в потребительской корзине уже началось и продолжится в 2018 году

«Для спасения двух банков – «Открытие» и «Бинбанк» – государство готово выделить 1,3 триллиона рублей бюджетных денег. Именно Центробанк поручил «Открытию» санировать около пятнадцати банков, «Бинбанку» – около семи-восьми, а теперь эти банки, если называть вещи своими именами, банкротятся, и им надо отдать одну пятнадцатую бюджета России! С какого перепугу?!», – возмутился парламентарий. По его словам, сегодня существует очень удобная для банкиров политика Центробанка – «приватизация прибылей и национализация убытков», которая не подразумевает никакой ответственности. Правительство годами вкладывает сотни миллиардов рублей в крупные банки, но до сих пор ни один топ-менеджер не понёс ответственности ни за один кризис: ни за 2008 год, ни за обвал рубля несколько лет назад, ни сейчас.

Как считает главный эсер, необходимо найти виновных, чтобы каждый, чьи действия привели к необходимости вложения более триллиона бюджетных рублей, понёс справедливое наказание, а не продолжал получать бонусы. Если этого не сделать, возникнет вопрос: почему владельцам банков, которые «присвоили» чужие деньги, государство идёт навстречу и помогает погасить долги, а валютным ипотечным заёмщикам, которые ничего не присваивали, а стали жертвами валютных спекуляций, оно в этой помощи отказывает?

«Мы готовим две законодательные инициативы. Первая касается обязательного расследования таких случаев, когда государственные деньги идут в частные банки или частные компании. Вторая инициатива касается того, что надо наказывать проштрафившихся рублём, а может быть, и уголовно», – добавил Сергей Миронов.

 Бюджет 2018 года сильно просядет после новых президентских выборов

Надеемся, что озвученные инициативы, действительно, нынешней осенью будут внесены в виде законопроектов в Госдуму и приоритетно не только приняты парламентом, но и подписаны главой Российского государства. По данным социологов РАНХиГС только 3,5 процента опрошенных граждан уверены, что текущую политику следует продолжать в неизменном виде. 42,5 процента хотят существенных изменений, а 21 процент – радикальных. Правительственный проект федерального бюджета не отражает эти настроения, а обстановка в обществе сложная: всего за один год на 10 процентов, с 61 до 71 процента, увеличилось число работников, которые боятся потерять работу. В стране нарастает поляризация протестных настроений.

Александра Селезнёва, специально для «России»

Поделиться в соцсетях:

313

деньги

казна

бюджет

расходы

Публикации по теме

Еще в разделе