Хорошие голоса – это голоса из глубинки

Возрождённая Россия призвана создать условия для их звучания на весь мир.

16:54 / 5 декабря 2017

telefakt.ru telefakt.ru

В этом видит задачу патриотически настроенных политиков Елена Околышева, русская оперная певица, солистка Государственного академического Большого театра России, оперная дива с мировым именем, лауреат Международных конкурсов. Сегодня она принимает поздравления по случаю юбилея.

telefakt.ru

telefakt.ru

Таланту нужно помогать
– Елена Михайловна, круглая дата – это повод поделиться своими чувствами, накопленным опытом. Оглядываясь назад, какие главные итоги прожитого Вы можете подвести, какие главные вехи вспомнить?
 
– Знаете, когда мы были молоды и только оканчивали консерваторию, все чувствовали себя такими энергичными, талантливыми, с огромным творческим потенциалом, готовыми перевернуть мир. Прошло время. И тут недавно встречаю одну свою коллегу, знакомую из юности. 
 
Разговорились. Оказалось, что из всей нашей группы, с её слов, в профессиональном плане состоялась только одна я. Никогда не задумывалась над этим, но, наверное, это так. Я пою, преподаю, гастролирую, строю планы, куда-то бегу, стремлюсь, учусь. 
 
В общем, это бесконечный процесс... Но, думаю, всё-таки главное моё достижение – внук. Это такое счастье! Ради этого стоит жить!
 
– Вы лауреат Международных конкурсов «Мин-Он» (Япония), имени Беллини (Италия). В Вашей жизни было много и других побед. Наверняка Вы должны знать ответ на вечный вопрос: таланту нужно помогать или он пробьётся сам?
 
– Обязательно нужно помогать. И тут очень важен первый толчок. Хотя мой педагог – выдающаяся певица Елена Васильевна Образцова учила нас тому, что мы всего должны добиваться сами. Правда, думаю, Елена Васильевна всё-таки немного лукавила. Согласитесь, чтобы попасть с третьего курса консерватории сразу в Большой, одного таланта было недостаточно – её тоже кто-то разглядел и помог.
 
– Так было и с Вами? Вам кто-то протянул руку помощи?
 
– Представьте себе, в Большой театр я прослушивалась целых пять лет! И всё безрезультатно! Я уже была известна на Западе, у меня было множество приглашений из разных театров мира и уже всерьёз подумывала уехать из страны. И тут... 
 
Дай, думаю, пойду на прослушивание в последний раз. И знаете, меня приняли! Не знаю уж, что за этим стояло: или звёзды сошлись, или обстоятельства – срочно нужно было заменить певицу, а я подходила и по голосу, и по типажу.
 
Меня наконец-то взяли! Хотя всё могло произойти гораздо раньше. Была со мной такая история. Однажды пришёл на наш студенческий спектакль знаменитый Владимир Валайтис. Он был солистом Большого театра, заведовал стажёрской группой. А я тогда исполняла партию няни в «Евгении Онегине». 
 
Потом мне рассказали, что Валайтис обратил на меня внимание. Сказал: интересная девочка, передайте, чтобы пришла на прослушивание... Узнала я об этом много лет спустя, а тогда мне об этом никто ничего не сказал.
 
– Ревность, зависть, интриги – обязательные атрибуты Вашей профессии?
 
– Скорее всего, да... Я часто сталкиваюсь с этим. Но думаю, что это составляющие любой профессии, где человек успешен и чего-то достигает. Прекрасным докторам, которые спасают жизни, также шипят за спиной завистники. Так устроен мир... Сейчас я хорошо понимаю это, но тогда было обидно...
 
– Недавно Владимир Федосеев, наш именитый дирижёр, в одном из интервью посетовал на то, что в России фактически исчезает вокальная школа. Более того, существует опасность, что русское вокальное искусство может со временем раствориться среди искусств других стран. Что происходит с нашими голосами? Где они?
 
– Хорошие голоса – это голоса из народа. Они есть. И как правило, это люди из небогатых семей, из глубинки: они с большим трудом добрались до столицы, с трудом пробились. И, к огромному сожалению, при всех своих талантах в силу многих причин они не всегда могут остановить свой выбор на любимой профессии.
 
Ведь профессия наша сложная, к тому же затратная, а это для студента из глубинки имеет большое значение. Наша консерватория каждый год выпускает потрясающие кадры, но сегодня не каждый из них может достигнуть цели, не каждый способен пробиться.
 
И здесь впору вспомнить о Партии Возрождения России, которая своей главной задачей определила построение в стране социального государства, восстановление в стране социальной справедливости и социального равенства. 
 
Не удивляйтесь, я в своё время принимала участие в концертных программах председателя Государственной Думы Геннадия Николаевича Селезнёва, который создал эту партию.
 
Он всегда интересно и ярко выступал. У ПВР очень благопристойная цель: восстановить бесплатное доступное всем здравоохранение и образование, возродить отечественную науку и культуру. Действительно, нужно возродить такое Российское государство, которое обеспечит возможность каждому россиянину сызмалу развивать свои таланты. 
 
Надо создать условия, в которых таланты каждого будут развиваться в интересах и во благо всего общества. Каждый молодой человек должен иметь возможность осознать и проявить себя, понять, ради чего он должен жить и творить. Иначе талант погибает, а вместе с ним и дух человека.
 
– Но Вам-то удалось пробиться!
 
– Я поднималась и входила в большую жизнь в то время, когда реализация принципов социальной справедливости и социального равенства была гарантирована. Сыграл свою роль и характер. Согласитесь, не у каждого хватит терпения пять раз поступать в Большой театр.
 
– Это стоило того – оказаться в главном театре страны?
 
– Мои первые десять лет в Большом – это золотое время. Я пела со всеми великими певцами, работала со всеми великими дирижёрами. Потом это время стало постепенно уходить, и мне пришлось менять свои векторы движения: к тому времени я уже обросла педагогикой.
 
telefakt.ru
telefakt.ru
 
Возрождение России – это пробуждение русского духа
– Вы с 1987 года – преподаватель сольного пения Музыкального академического колледжа при МГК им. П. И. Чайковского, а с 2005-го является доцентом кафедры сольного пения Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Какая она, наша творческая молодёжь?
 
– Они разные. Есть такие, которым нужно всё и сейчас. И желательно при этом ничего не делать. А есть и очень упорные – они работаю на трёх работах: ведь и маме с сестрёнкой, которые осталась там, далеко в глубинке, надо бы помочь, и на сцену в чём-то выйти. Особенно меня потрясают иностранные студенты: им сказали сегодня выучить арию наизусть – они завтра выучат на любом языке. Чуть что не так: «Простите, некоррект, исправлюсь».
 
– Вы много гастролируете по миру: парижская Комик Опера, опера Сан-Франциско, Зальцбургская опера, Чикаго, Бруклин, Нью-Йорк, Мюнхен, София, Сеул, Токио, Нагано, Осака, Гонконг, Неаполь, Триест, Сирмионе... Какое место в мире, на Ваш взгляд, занимают наши певцы? Имеют ли они вес?
 
– На такие личности, как Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский, светлая ему память, безусловно, равняются все в вокальном мире. Они очень талантливы и добились всего своим трудом.
 
– Что, на Ваш взгляд, для оперного певца самое страшное?
 
– По своему опыту скажу: самое страшное – это когда ты больной выходишь на сцену. Тогда стоишь и думаешь: «Только бы голос выдержал нагрузку!» Ведь зритель не должен даже подозревать о том, что у тебя болезнь или случились какие-то неприятности. Люди купили билеты, значит, мы должны нести со сцены только радость, а не свои проблемы!
 
– В Вашем репертуаре партии Марины Мнишек, Шинкарки, царевича Фёдора в опере «Борис Годунов» Мусоргского, Любаши в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Марфы в «Хованщине» Мусоргского, княжны Марьи в «Войне и мире» Прокофьева и другие. Уверена, что Вы не можете не задумываться о судьбе России. Каким видите её будущее? Какую Россию нужно возрождать?
 
– Политика – удел профессионалов. А мы, творческие люди, часто смотрим на мир сквозь призму искусства, на уровне эмоций и чувств: хорошо это или плохо, справедливо или несправедливо?
 
Мне часто приходится летать по миру, и я не перестаю восхищаться нашей страной. Какая же она красивая, необъятная, богатая! И тут же думаю, почему мы так бедно живём? Почему народ даже по официальной статистике четвёртый год нищает? 
 
Каждый десятый россиянин заявляет о том, что голодает, каждому третьему не хватает средств на новую одежду. А в это же время 200 богатейших людей страны за один только прошедший год увеличили состояние ещё на 100 миллиардов долларов и сосредоточили в своих руках девять десятых национального благосостояния. Почему в этом году Россия получила рекордный урожай зерна, а хлеб не подешевел ни на копейку?!
 
Отвечая на Ваш вопрос, могу сказать: надо возрождать ту Россию, которая обеспечит стабильную работу, достойную зарплату, уверенность в завтрашнем дне.
 
Возрождать Россию нужно на основе лучших культурных традиций русского народа и других коренных народов, населяющих РФ. Николай Рерих в своё время очень точно заметил: «Культура есть истинное просветлённое понимание... Культура защищает историческое достоинство народа».
 
Возрождение России – это пробуждение сознания, чести, русского духа. Прежде всего в нашей нынешней молодёжи, обладающей большим потенциалом энергии. Задача государства и общества – разбудить и направить эту энергию духа в созидательное русло.
 
Интервью взяла Марина Характерова

 

Поделиться в соцсетях:

311

голос

Елена Околышева

юбилей

талант

Публикации по теме

Еще в разделе