Церковный раздор

Патриархи Кирилл и Варфоломей поссорились на почве украинской автокефалии.

21:17 / 13 сентября 2018

 
Московский Патриархат прекратит евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом в случае дарования им автокефалии Украинской Церкви, заявил 8 сентября председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
 
НЕ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ОТВЕТА
«Когда таким наглым и циничным образом вмешиваются в дела Поместной Православной Церкви, это не только заводит ситуацию в тупик, но и грозит расколом всего мирового Православия… Каноническая Церковь эту автокефалию не примет. Мы в Русской Церкви эту автокефалию не признаем. Нам не останется ничего, кроме как разорвать общение с Константинополем», – цитирует РИА «Новости» его слова, сказанные в эфире телеканала «Россия 24».
 
Глава ОВЦС пояснил: «Если Константинополь доведёт до конца свой план по предоставлению автокефалии, то это будет означать, что автокефалию получит какая-то группа раскольников, не признанных в православном мире». Как считает митрополит Иларион, своими последними действиями Константинопольский Патриархат «ставит себя вне того, что мы называем «каноническим полем», – вне правового поля вселенского Православия». И, по сути дела, вносит раскол в мировое Православие.
 
Накануне Константинопольский Патриархат в своём заявлении, подписанном Синодом Вселенской Патриархии 7 сентября, сообщил: «В рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной Церкви на Украине Вселенский Патриархат назначил как своих экзархов в Киеве его преосвященство архиепископа Даниила Памфилийского из Соединённых Штатов и его преосвященство епископа Илариона Эдмонтонского из Канады, которые оба служат украинским православным верным в своих странах во Вселенском Патриархате».
 
 
Побудило к тому официальное обращение в апреле этого года президента Украины Петра Порошенко на имя Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви Патриарха Варфоломея: «Как глава государства Украина, представляющий её граждан, в том числе и тех, которые относятся к украинской православной общине, которые благодаря Крещению, полученному от Константинопольской Матери-Церкви 1030 лет назад, исповедуют православную христианскую веру, прошу Вас предоставить Томос об автокефалии Православной Церкви на Украине». В украинской неканонической церковной структуре по этому поводу одобрительно заметили, что ожидают от назначенных представителей сотрудничества «в подготовке к предоставлению автокефалии Православной Церкви на Украине, как это было ранее оговорено».
 
Примечательно, что к Патриарху Варфоломею с разговорами и уговорами по этому поводу ездили представители и властей Украины, и Русской Православной Церкви. Совсем недавно Патриарх Кирилл сам слетал на встречу с Патриархом Варфоломеем в Стамбул. Содержание беседы не разглашалось, но и Патриарх Кирилл, и митрополит Иларион уверяли, что встреча была «дружественной и братской». И вот холодным душем стало сообщение о принятом решении Патриарха Варфоломея.
 
Священный Синод Русской Православной Церкви в связи с этим выразил решительный протест. Предпринятые действия в Русской Православной Церкви назвали «грубейшим попранием церковных канонов», которые запрещают епископам одной поместной церкви вмешиваться во внутренние дела другой поместной церкви. «Назначение Константинопольским Патриархом своих представителей-епископов на Украине без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием есть не что иное, как беспрецедентно грубое вторжение на каноническую территорию Московского Патриархата. Такие действия не могут остаться без ответа», – заявил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. И выразил надежду, что в Константинополе понимают важность решений по Украине, которые могут привести к печальным последствиям. Пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков в свою очередь подчеркнул, что Русская Православная Церковь ждёт «дополнительных разъяснений от константинопольской иерархии».
 
 
Народ Украины выступает за укрепление православной веры, за сохранение единства с Россией
 
В «грубом нарушении канонической территории Украинской Православной Церкви» обвинила Константинополь и УПЦ в опубликованном на сайте заявлении Отдела внешних церковных связей УПЦ. «Назначение экзархов в Киев состоялось без ведома блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия как единого канонического епископа города Киева, – говорится в нём. – Ответственность за возможные негативные последствия этого деяния лежит на Константинопольском Патриархате». В ОВЦС УПЦ обратили внимание на то, что решение Константинопольского Патриархата противоречит второму правилу Второго Вселенского (Константинопольского) Собора: «Не будучи приглашёнными, епископы да не переходят за пределы своей области».
 
В ЧЁМ СУТЬ РАЗДОРА?
У противостояния между Московским и Киевским Патриархатами – ветвями Украинской Православной Церкви – уже давняя история. Своими корнями оно уходит в 1990 год, когда умер Патриарх Пимен (Извеков), а новым Патриархом Русской Православной Церкви мог стать митрополит Киевский Филарет (Денисенко). Не случилось – выборы выиграл митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер). В июле того же года Филарета избрали Предстоятелем Украинской Православной Церкви – автономной, то есть самоуправляющейся, но под главенством Русской Православной Церкви. В 1991 году Филарет взял курс на автокефалию – полную независимость Украинской Церкви от Московского Патриархата. В итоге на Украине образовались две параллельные структуры: УПЦ МП – автономная, под властью Русской Православной Церкви (МП) и непризнанная в православном мире УПЦ КП (Киевского Патриархата), где Филарет стал с 1995 года третьим по счёту Патриархом и таковым остаётся до сих пор. Кроме того, в незалежной ещё имеется неканоничная Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) и Греко-католическая (УГКЦ), униатов.
 

Личность Филарета... лишнее подтверждение того, что многие расколы и напряжения в обществе побуждаются не идеями, а обидами.

 
Ожесточённую борьбу во многом спровоцировал президент Украины Виктор Ющенко, который ещё накануне Нового 2007 года, встречаясь с Предстоятелем Украинской Православной Церкви МП митрополитом Владимиром, фактически предложил Московскому Патриархату подчиниться Киевскому. И подчеркнул: путь к преодолению раскола украинского православия лежит в построении Украинской Поместной Православной Церкви. Для Московского Патриархата объединение с Киевским на условиях Ющенко фактически означало подчинение Киевскому и потворствует тем, кто, придя к власти на Украине после победы «оранжевой революции», взялся за разрушение единой с Россией Православной Церкви Украины. Всё это предопределило позицию УПЦ МП, которая отвергла инициативу Виктора Ющенко. Соответствующее решение было принято ещё 24 января 2007 года в Киеве на совещании архиереев УПЦ МП. «Епископат Украинской Православной Церкви выразил удивление по поводу предложения Виктора Ющенко, согласно которому архиереям нужно сесть за стол переговоров с лжепастырями, которые изображают священнослужителей», – говорилось в сообщении пресс-службы УПЦ МП.
 
КТО ТАКОЙ ФИЛАРЕТ?
Личность Филарета, который из непримиримого противника Украинской церковной автокефалии стал её ярым ревнителем, – ещё один образец того, какие метаморфозы случаются с сановными персонами, когда задеваются их личные интересы и амбиции. И лишнее подтверждение того, что многие расколы и напряжения в обществе побуждаются не идеями, а обидами.
 
Весной 1992 года Русская Православная Церковь на Поместном Соборе в Москве лишила Филарета сана за «аморальный образ жизни», антицерковную деятельность. Вернувшись в Киев, он объявил пастве, что обвинений не признал, заявив: они были выдвинуты за его просьбу даровать Украинской Церкви независимость. Необходимость предоставления Украинской Церкви автокефалии митрополит Филарет обосновал политическими событиями: распадом СССР и образованием независимого Украинского государства.
 
Спустя три года Филарет на самопровозглашённом «поместном соборе» Украинской Православной Церкви в 1995 году был избран «патриархом» УПЦ Киевского Патриархата. Это решение Русская Православная Церковь, которая считает Филарета раскольником, не признала. 18 февраля 1997 года состоялся Архиерейский Собор, который предал Филарета (Денисенко) анафеме и отлучил от Церкви. После прихода к власти на Украине Виктора Ющенко позиции УПЦ КП и лично Филарета усилились. Свою «духовную» игру Филарет ведёт, опираясь на националистов из УНА-УНСО.
 
ОТКУДА ФИНАНСЫ НА РАСКОЛ?
Борьбу с Русской Православной Церковью на Украине поддерживают хорошо известные организации. Скажем, основной новостной ресурс оранжевых «пастырей» – Религиозно-информационную службу Украины спонсируют Американский демократический фонд, посольство США на Украине, Фонд Бредли (Bradley-Foundation).
 
Особенно усердствует в проведении церковного раскола рупор атлантистов – Всемирный украинский конгресс (ВУК), эмиссары которого призывают не церемониться со «сталинской» православной церковью, с русским языком, с Москвой. ВУК финансировал «оранжевую революцию» 2004 года, а с лета 2005-го рьяно продвигает культурно-религиозную революцию.
 
В меморандуме ВУКа говорится о признании ОУН-УПА, о решительном вытеснении русского языка, поддержке церквей Киевского Патриархата, о политической и финансовой помощи украинским общинам в соседних государствах – России, Белоруссии, Польше, об отказе от праздников «советского периода», например Дня Победы 9 мая, о курсе на интеграцию Украины в НАТО… Судя по делам, зарубежные установки официальным Киевом старательно выполняются. И являются ещё одним проявлением нашего геополитического поражения, что стало следствием либерального курса российского правительства в экономике и политике, нашего отказа от идеологии «Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать!».
Павел АНОХИН
 

Поделиться в соцсетях:

87

газета «Россия» № 9 2018

РПЦ

Публикации по теме

Еще в разделе