Бюджет развития или колонизации России?

24 октября Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов. «За» проголосовало 370 депутатов «Единой России» и ЛДПР, «против» – 65 парламентариев, представляющих КПРФ и «Справедливую Россию».

09:25 / 30 октября 2018

Сразу же отметим: он свёрстан с профицитом, то есть превышением доходов над расходами. В 2019 году доходы государства прогнозируются на уровне 19,969 триллиона рублей, расходы – 18,037 триллиона. Профицит составит 1,932 триллиона рублей, или 1,8% ВВП.  В 2020 и 2021 годах профицит бюджета должен составить 1,1% и 0,8% ВВП соответственно. Доходы бюджета планируются в пределах 20 триллионов рублей. В последний раз бюджет исполнялся с профицитом в 0,8% ВВП в 2011 году.

Народ нищает, олигархи богатеют

Обсуждение главного финансового документа России шло достаточно традиционно. Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал его в пух и прах. По его словам, проект бюджета не отвечает ни на один современный вызов. «Всё крутится по схеме МВФ, суть которой заключается в том, что вы копаете и добываете сырьё, выплавляете металлы, затем всё это везёте на Запад, продаёте… Почти на 20 триллионов продали всего этого, из них только 5-8 триллионов попали в бюджет, остальное рассовали по карманам, спрятали во всевозможных фондах… – возмутился главный коммунист страны. – Посмотрим, как за три года изменится экспорт российской продукции? Он вырастет всего на 1,1%, при этом импорт увеличится на 21%. Но ведь экспорт даёт валюту, а импорт её забирает. Происходит стремительная оккупация нашей экономики иностранцами. В их руках уже две трети пищевой промышленности. Кстати, среди 23-х миллиардеров, о которых я упомянул, половина имеет иностранные паспорта. Если им будет выгодно, они просто сбегут из России вместе со своими капиталами, нажитыми за счёт ресурсов страны! Иностранцам уже сейчас принадлежит 80% торговли и 70-95% стратегических отраслей. А нам снова навязывают бюджет, который иначе как бюджетом колонизации не назовёшь!»

Те самые 23 наиболее богатых олигарха страны, упомянутых им, увеличили в этом году своё состояние на 1 триллион 200 миллиардов рублей. На столько же увеличивается расходная часть российского бюджета, подчеркнул он. Сравните: 23 олигарха и вся остальная страна! В то же время уже сегодня 81% наших граждан средств хватает только на дешёвую еду, одежду и на оплату услуг ЖКХ. «Предусмотренный в бюджете рост расходов на социальную политику за три года составит лишь 2,5%. И не перекроет даже официально прогнозируемую инфляцию в 4%. Это значит, что граждане будут продолжать нищать, а их зарплаты – сокращаться. Нищета и социальное расслоение достигли в России невиданного размера», – констатировал Геннадий Зюганов. При этом уточнил: продолжает ускоряться бегство капиталов за рубеж – за полтора года из страны вывели 4,5 триллиона рублей. Коммунисты предлагают свой бюджет развития в 25 триллионов рублей и свои 12 законов по его реализации.

Альтернатива эсеров

«Справедливая Россия» традиционно разработала свой альтернативный проект бюджета. Его представил лидер фракции Сергей Миронов. Доходная и расходная части бюджета «СР» больше, чем предлагает Правительство, – 23 триллиона и 20,7 триллиона рублей соответственно. «За счёт чего мы предлагаем собрать дополнительные доходы? Прежде всего, исключаем все проблемы с повышением пенсионного возраста. Мы игнорируем этот закон, также как и уже реализованное увеличение НДС на 2%. Кроме того, считаем, что уровень отсечения цены на нефть должен быть не 40 долларов, а хотя бы 45, и тогда получаем дополнительно 850 миллиардов рублей. От того, что ликвидируем возврат НДС экспортёрам нефти и газа, получаем 2 триллиона, за счёт введения прогрессивной шкалы подоходного налога – 550 миллиардов рублей.  В целом набирается более 3 триллионов рублей», – прокомментировал лидер эсеров.

Говоря о расходах предлагаемого «Справедливой Росией» проекта бюджета, политик отметил, что минимум 7% должны идти на образование и здравоохранение, на индексацию материнского капитала. Кроме того, законопроектом «СР» закладывается 850 миллиардов рублей на решение проблемы повышения пенсионного возраста, чтобы он не увеличивался, а Пенсионный фонд наполнялся. Также в проекте заложена индексация пенсий на 6% как для работающих, так и для неработающих пенсионеров. «Наш Альтернативный бюджет – это бюджет социального государства, соответствующий 7-й Статье Конституции Российской Федерации. А бюджет, который предлагает Правительство, защищает богатых и залезает в карман наших граждан. Мы считаем, что это несправедливо», – заключил  Сергей Миронов.

«Всё хорошо, прекрасная маркиза!..»

Фракция ЛДПР бюджет поддержала. «Мы утверждаем деньги нашей страны, которые ждут наши граждане, – заявил лидер фракции Владимир Жириновский. Конечно, есть недостатки, есть проблемы, но подавать всё в чёрном свете – это никуда не годится… Нельзя отказываться принимать бюджет, поскольку это остановит жизнь в стране».

«Единая Россия», по словам партийцев, комментировавших финансовый документ, даже не сомневалась в его реалистичности и социальной направленности. Зампред Госдумы, руководитель фракции «ЕР» Сергей Неверов сказал: «Федеральный бюджет – это главный инструмент реализации целей и задач, которые были поставлены Президентом Владимиром Владимировичем Путиным на шесть лет в Указе о национальных целях и стратегических задачах… В бюджете гарантировано исполнение всех социальных обязательств, взятых на себя государством». В том же духе высказался и его первый заместитель во фракции по законопроектной деятельности Андрей Исаев, заявив, что  бюджет «гарантирует исполнение всех социальных обязательств государства». Про обесценивание выделенных на «социальные обязательства» сумм  при ожидаемом росте инфляции ничего не сказал. Напомним, что глава ЦБ Эльвира Набиуллина отметила: в связи с ростом НДС на 2 процента в первом полугодии 2019 инфляция составит 5,5 – 6%.

А глава бюджетного комитета ГД «единоросс» Андрей Макаров вообще был  полон оптимизма, сказав, что проект федерального бюджета на трёхлетку «демонстрирует колоссальное снижение зависимости российской экономики от сырьевых ресурсов». Рассмотрев бюджет, подчеркнул он, парламентарии пришли к выводу: «страна преодолела экономический спад, экономический кризис, начинается этап экономического роста». Хорошо быть оптимистом! Заметим, что ещё ни один бюджет страны не был выполнен в соответствии с законом, принятым парламентом и подписанном президентом. Как правило, главный финансовый закон страны исправляется в течение года несколько раз. Это тоже уже стало традицией.

«Вкусняшки» Силуанова

Открыл думское обсуждение первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов. Основная задача, которую, по его словам, необходимо выполнить, – это достижение более высоких темпов роста экономика. Ключевыми направлениями бюджета стали поддержка малого и среднего бизнеса, увеличение производительности труда, здравоохранение, снижение бедности и вопросы, которые определены в качестве национальных проектов. Нетрудно заметить, что именно такие задачи указывались в качестве приоритетов кабмина и все прошедшие годы при обсуждении каждого нового бюджета. Вот только все годы бедность почему-то растёт, качество здравоохранения падает, а желающих заниматься малым и средним бизнесом уменьшается. Разумеется, упор в своём выступлении Антон Силуанов сделал на выполнении новых майских указов президента. А о том, что его майские указы от 2012 года не совсем выполнены, нынче говорить не принято. Традиционно прозвучал тезис и о «подушке безопасности», которая у нас будет в результате профицита бюджета и Фонда национального благосостояния. В этот Фонд, напомним, идут все доходы от нефти, если она дороже 40 долларов за баррель.

Во время ответов на вопросы Антон Силуанов пообещал депутатам «много вкусняшек». По его словам, ко второму чтению найдутся деньги на решение тех проблем, которые они указали. Но некоторые «вкусняшки» озадачили. Валерий Гартунг («СР»), например, поинтересовался, как будет решаться проблема вкладчиков обанкротившегося банка «Югра». Силуанов ответил: «Наша задача – сконцентрироваться на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Думаю, вместе с Центробанком и АСВ нужно создать рабочую группу и посмотреть по вкладчикам ряда банков, которые последнее вложили в банки, и эти банки обанкротились. У нас была такая практика по ипотечникам, мы решили эту проблему. Вопрос, откуда взять ресурсы. Необходимо точечно посмотреть решение проблемы».  

Антон Гетта («ЕР») задал вопрос министру финансов о мерах сдерживания роста цен на топливо при росте акцизов с Нового года. «Повышая акцизы в следующем году на нефтепродукт, который является основным источником доходов дорожных фондов субъектов Российской Федерации, мы даём дополнительные ресурсы нефтеперерабатывающим компаниям в виде так называемого «отрицательного акциза». В результате это не приведёт к росту цен на продукцию нефтепереработки на внутреннем рынке», – не задержался с ответом Силуанов. Также отметил, что в случае чего можно ввести экспортные пошлины и квотировать объёмы поставок нефти на внешние рынки и обязательства поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, чтобы здесь не создавалось дефицита.

  Так вносили в Госдуму правительственный проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку

 Так вносили в Госдуму правительственный проект федерального бюджета на ближайшую трёхлетку

Сергей Катасонов (ЛДПР), говоря о профиците бюджета, сказал: «Фактически огромные средства аккумулируются у нас в ценных бумагах иностранных государств, и всё это наблюдается при снижении реальных доходов наших граждан». И скорее порекомендовал, чем спросил, почему бы не направить эти средства в реальный сектор экономики, чтобы развивалась промышленность России. Ответ Антона Силуанова излагаем подробно: «Уважаемые депутаты, мы говорим сейчас о конъюнктурных доходах: сегодня они есть – завтра их нет. Мы с вами уже видели такие ситуации, когда мы увеличивали расходы на конъюнктурные доходы, а потом приходилось в ходе исполнения бюджета или даже при подготовке бюджета сокращать те программы, которые раньше приняты были, приняты были, исходя из постоянных устойчивых таких доходов. Поэтому мы считаем, что вопрос создания и увеличения Фонда национального благосостояния – это как, с одной стороны, создание резерва и подушки безопасности, которая позволяет нам выполнять наши обязательства при любых внешних условиях. А с другой стороны, как мы говорили, это очень серьёзный такой макроэкономический инструмент, потому что в условиях высоких цен мы покупаем излишки валюты, в условиях низких цен на нефть мы, наоборот, продаём и тем самым создаём прогнозируемые условия для курса нашей валюты. Это тоже очень важно для прогнозирования, для бизнес-климата».

Всё поняли? Лично мы – нет! Не ясно, почему надо вкладывать в экономику Узбекистана 21 миллиард долларов? А Египту давать в долг под льготный процент 25 миллиардов долларов? В какой стране улучшится от этого бизнес-климат? Или почему хорошо строить «Турецкий поток» и «Северный поток -2» за свой счёт, но почему при этом нельзя  вкладывать деньги в полноценную газификацию собственной страны?

Про аварийное жильё и Дальний Восток

Председатель комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская  («СР») обратила внимание на нехватку в бюджете денег на ликвидацию аварийного и ветхого жилья. Так, аварийный жилищный фонд сегодня составляет 13,9 миллиона кв. м. По бюджету предусмотрено ликвидировать всего 9,5 миллиона кв. м, то есть будет ликвидировано далеко не всё аварийное жильё. Антон Силуанов в своём ответе отметил, что «мы все предыдущие 6 лет решали проблему аварийности жилья, она у нас была около 12 миллионов квадратных метров, а за 6 лет опять этот показатель вырос». А далее он вообще произнёс замечательную тираду про то, что аварийное жильё – это жильё, находящееся в центре городов, где очень дорогая земля. Поэтому, мол, многие муниципальные работники признают жильё там аварийным, сносят его, а на месте домов строят торговые центры. Вот, мол, поэтому-то увеличивается объём потребности в дополнительном строительстве жилья для тех, кто попал под переселение.

«Поэтому надо прописать ограничения с тем, что, если мы сносим в центре аварийный дом, то на этом месте не должен возникать торговый центр, а должно возникать либо жильё, либо какие-то общегородские парки или общегородские территории. И это серьёзно изменит ситуацию», – со знанием дела подытожил министр. Уважаемый Антон Силуанов, а почему столь ценное предложение правительство ещё не воплотило в жизнь, не разработало соответствующий закон? Почему не накажут тех нерадивых и, возможно, вороватых муниципалов, которые сносят дома в центре и строят на их месте ТЦ? Кто же виноват?

Глава комитета по делам Севера Николай Харитонов (КПРФ) возмутился тем, что развитие Дальнего Востока в бюджете на самом деле не считается приоритетом. По его словам, в 29 госпрограммах должны быть сформированы разделы по опережающему развитию Дальнего Востока, но в 17 программах таких мероприятий даже не содержится. Повисли в воздухе вопросы о жилищных субсидиях северянам, государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера и многое другое. А ведь по ряду ключевых показателей развития регионов Дальний Восток отмечает существенное отставание от среднероссийского уровня. С особой озабоченностью Николай Харитонов рассказал о прогрессирующем  оттоке населения: «В Еврейской автономной области, к примеру, граница с Китаем почти 600 километров, вдоль границы проживает 60 тысяч человек, а со стороны Китая 100 миллионов. И этого региона почти нет ни в одной госпрограмме, да и в проекте бюджета не заложены деньги на привлечение населения на Дальний Восток. Мы должны увидеть в федеральном бюджете, что будет сделано на Дальнем Востоке и на что есть деньги у государства, чтобы люди нам поверили и перестали уезжать оттуда. Должно быть понятно, сколько будет построено новых школ, сколько будет оборудовано больниц, сколько будет построено домов…»

Правительство пообещало ко второму чтению найти деньги на Дальний Восток. Посмотрим!

Откровения господина Кудрина

Глава Счётной палаты Алексей Кудрин, выступая перед депутатами, обратил внимание на недостатки бюджета. Например, чтобы выполнить поставленные президентом перед правительством цели в здравоохранении и образовании, то есть значительно улучшить качество жизни россиян, нужно «серьёзно больше вкладывать». Дело в том, что структура бюджета практически не меняется и расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру в процентном отношении не вырастут. По мнению главы СП, расходы растут «в номинальном выражении, но не в процентах к ВВП, таким образом, изменения структурного в расходах бюджета не происходит».

Также, по словам Кудрина, в бюджете не заложен предусмотренный паспортами национальных проектов 1 триллион рублей. Указал он и на уязвимую часть бюджета – дивиденды госкомпаний. Запланировано, что дивиденды должны составлять не менее 50% от прибыли. Но если следовать практике предыдущих лет, то страна может недополучить 1,3 триллиона рублей по дивидендам. Действительно, госкомпании не спешат отдавать дивиденды правительству. Скорее всего, точно также поступят и в будущем – то ли управы на них нет, то ли у кабмина нет желания получить от госкомпаний деньги.

Кроме того, Алексей Кудрин рассказал о занижении в бюджете цены на нефть. Так, в базовом варианте проекта заложена цена на нефть марки Urals в 2019 году на уровне 63,4 доллара за баррель, в 2020 году – 59,7 доллара, в 2021 году – 57,9 доллара за баррель. «Прогноз по цене на нефть дан с понижением на ближайшие три года. Мы в Счётной палате считаем, что он примерно на 10  долларов занижается», – сказал Кудрин. И пояснил: «Это означает, что у нас не 2 триллиона  рублей будет профицит с учётом цен на нефть, а 3 триллиона».

Обратил внимание и на пенсионные проблемы. Господин Кудрин известен тем, что без излишнего лукавства утверждает: роста пенсий по отношению к зарплатам не будет, вместо «опережающего роста доходов» пенсионеров ждёт очередное обнищание. Его слова фактически подтверждаются заключением Счётной палаты России, где говорится: «Динамика пенсий является недостаточной для повышения уровня жизни пенсионеров: соотношение пенсии по старости неработающих пенсионеров и средней заработной платы лишь незначительно увеличится с 33,5% в 2018 году до 33,9% в 2020-м, а с 2021 года соотношение пенсии и заработной платы начнёт снижаться и к концу прогнозного периода (2024 год) составит 31,9%». Иными словами, средние пенсии российских граждан сократятся ещё больше. Ведь приведённые цифры касаются только неработающих пенсионеров.

О чём не говорили

Зато в новом бюджете нашлись деньги на бонусы для чиновников – более 600 миллиардов рублей. Именно столько правительство намеревается потратить на «материальную мотивацию государственных служащих». На что конкретно будут мотивировать чиновников, и за какие заслуги они смогут рассчитывать на получение столь внушительных сумм, не уточняется. А вот мотивировать врачей, учителей, аграриев, металлургов и прочих граждан нашей страны, видимо, смысла нет. И так сойдёт, никуда не денутся, уверены в кабмине. 

Фото Алексей Меринов, МК

Автор фото: Алексей Меринов, МК

Интересно, что, по словам бывшего министра экономики Андрея Нечаева, идея «мотивации чиновников» обсуждалась и в начале двухтысячных. Почему именно сейчас, когда в стране сложилась непростая социальная ситуация в связи с пенсионной реформой, ростом налогов и поборов, решили осуществить эту идею?! Хотят вызвать большую ненависть к чиновному сословию? Ведь дополнительные 600 миллиардов рублей – это значительно больше, чем выделяется на помощь многодетным семьям и на помощь россиянам при рождении первого ребёнка. К примеру, на выплаты за третьего и последующего ребёнка из бюджета хотят направить примерно 115 миллиардов рублей. Расходы на помощь при рождении первого ребёнка, которые были введены в этом году по распоряжения президента, составят около 168 миллиардов рублей.

На этом фоне особый интерес вызывает тот факт, что в проект бюджета заложено лишь 50% от необходимых на реализацию президентских указов 13,1 триллиона рублей. Недостающие средства государство планирует взять в долг. В кабмине уже подсчитали, что в 2019–2021 году внутренний долг Российской Федерации должен увеличиться на дополнительные 5,4 триллиона.

Фактически ничего не было сказано во время обсуждения законопроекта о том, что секретные и совершенно секретные расходы вырастут на 7,6% (до 3 триллионов рублей!) По мнению ряда экспертов, это противоречит нормам закона о государственной тайне и ограничивает общественный контроль за расходами. Илья Соколов, заведующий лабораторией исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС считает, что правительство использует гриф секретности шире, чем того требует закон: «Есть сложившая мировая практика засекречивания расходов, а есть расширительная её трактовка в российском законодательстве. Это не совсем обоснованно. У Америки закрытых статей в два раза меньше, чем у России. При этом доля военного бюджета в ВВП сопоставима». Кстати, тренд на засекречивание расходов бюджета в России существует давно и он не меняется.  Но это плохо для экономики, так как высокий уровень засекреченных расходов означает субъективность в их использовании. У правительства нет никакого обязательства рапортовать об их использовании, а у общественности – контроля за такого рода расходами.

Тревогу вызывает и реализация национальных проектов. По мнению экспертов, две трети их показателей не имеют чётких показателей, у них, как говорится, нет статистического измерения. Методы оценки результатов исполнения нацпроектов правительство подготовит только в 2019 году. Таким образом, триллионы рублей выделены на неопределённые проекты с неопределёнными результатами.

И что в итоге?

Представленный правительством бюджет на будущую трёхлетку, как считают эксперты, процветания стране не принесёт. Зато оно светит небольшому кругу приближённых к властному Олимпу чиновников и олигархов, которые будут осуществлять нацпроекты и контролировать бюджетные потоки. Если говорить о реальном развитии страны, то нужно совершенно другое. Например, уменьшение всех разновидностей налогов и поборов. Кстати, по такому пути и пошёл Китай. Там объявлено об отказе от налогов для тех, кто получает менее 5 тысяч юаней в месяц или в рублёвом эквиваленте 47 тысяч руб. И ещё: надо поставить под жёсткий контроль все бюджетные траты, а такого, увы, пока не наблюдается.

Безусловно, Росстат уже поднаторел на том, что может так составить отчётность, где падение производства будет выглядеть его ростом и выходом из кризиса, падение реальных доходов населения – ростом зарплат и пенсий. А соцопросы могут показать рост доверия и рейтингов тех или иных управленцев. Но что это изменит в реальности? Согласятся ли с такой нарисованной картиной граждане России? Социологи по итогам проведённых опросов в конце лета, в том числе российским социологическим институтом Левада-центр, зафиксировали резкий рост протестных настроений. Впервые за последние 10 лет вероятность проведения массовых митингов достигла 40%. 37% россиян сказали, что готовы лично участвовать в протестных акциях против пенсионной реформы, а уверенность в отрицательном влиянии повышения пенсионного возраста на жизнь своей семьи отметило 64% респондентов. Стихийные протесты россиян, обусловленные экономическими причинами, по прогнозам, станут возникать в России всё чаще и могут стать критичными для федеральной власти.

Александра Селезнёва, специально для «России»

Поделиться в соцсетях:

240

бюджет

Россия

бюджет 2019

Госдума

голосование

Публикации по теме

Еще в разделе