Бюджет деградации и дальнейшего обнищания

Так расценили оппозиционные фракции принятые парламентом и подписанные Президентом РФ в начале июля поправки в закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

11:36 / 4 августа 2017

Напомним: бюджет–2017 был разработан исходя из цены на нефть – 40 долларов за баррель. По факту на июнь средняя цена сложилась на уровне 52,4 доллара.

Дополнительные доходы от продажи нефти, а также полученные от повышения налогов, акцизов и пошлин составили 1,2 триллиона  рублей. Таким образом, Россия в 2017 году получит 14,7 триллиона рублей дохода, а не 13,5 триллиона, как предполагал Минфин РФ в конце 2016 года при подготовке закона о бюджете. Но он останется дефицитным: расходы составят 16,6 триллиона рублей. Из полученных дополнительных доходов на расходы решили потратить менее одной трети – 361,8 миллиарда рублей. А где же остальные деньги?  Они пошли в разные «заначки».

Согласно документу, прогноз цены на нефть теперь повышен до 45,6 доллара за баррель. Кстати, она в среднем всё последнее время составляла около 50 долларов. Это дало повод депутатам оппозиционных фракций упрекнуть чиновников в том, что они специально составляют заниженный прогноз по нефти.

«Таким способом просто закладывается заначка на будущее. Прогноз подгоняется под нужды бюджета и создаёт видимость роста благосостояния населения», – заметил представитель «Справедливой России» Александр Ремезков.

Поправки в бюджет устанавливают прогнозируемый уровень инфляции на 2017 год на уровне 3,8 процента вместо 4,0 в его действующей редакции.

Прогнозируемый объём ВВП повышается до 92,190 триллиона рублей с 86,806 триллиона. Величина Резервного фонда увеличивается до 6 триллионов 453,3 миллиарда рублей с 6 триллионов 76,4 миллиарда.

На какие же расходы решили направить часть дополнительных доходов?

На поддержку сельского хозяйства, дорожное строительство, социальную сферу, промышленность. На докапитализацию Россельхозбанка выделено  25 миллиардов рублей. Почти столько же – на стимулирование промышленности.

Пенсионная система в 2017 получит на 11,5 миллиарда рублей больше, чем планировалось ранее. Ещё около 10 миллиардов рублей выделят на гранты регионам.

Парламентарии обратили внимание на рост расходов по закрытым статьям бюджета. В бюджете на 2017 год доля таких расходов составляет 17,1 процента, 11 из которых проходит по разделам, не связанным с национальной обороной и безопасностью.

«В соответствии же с поправками в бюджет доля секретной части расходов федерального бюджета дополнительно возрастает до 17,7 процента. По открытой части федерального бюджета расходы увеличены на 193,36 миллиарда рублей или на 1,4 процента. Остальные 168,5 миллиарда рублей «проходят» по закрытым статьям», –  отмечалось в Комитете ГД по бюджету и налогам.

Думские оппозиционные фракции заявили о никудышней социально-экономической политике правительства. Так, оно до 2019 года втрое сократило расходы на программу по охране здоровья матери и ребёнка. Уже в 2017-м на снижение смертности и предотвращение передачи ВИЧ детям выделят на 2,6 миллиарда рублей меньше запланированного.

«Вместо того, чтобы откладывать деньги в резервы, надо увеличить расходную часть бюджета, чтобы нищих в стране стало меньше и поддержать производство, – заявил депутат-коммунист Валентин Шурчанов. – Мы предлагали увеличить расходы на 700 миллиардов рублей по приоритетным направлениям. Это позволило бы помочь гражданам, поднять село, решить вопросы аварийного жилья. При бюджете, который навязан партией власти на ближайшие три года, ничего развиваться не может».

Коммунисты подготовили «пакет развития», который предусматривал формирование бюджета в 25 триллионов рублей, но он не нашёл отклика у парламентского большинства.

Сергей Катасонов (ЛДПР) обратил внимание на то, что из всех дополнительных средств в реальную экономику пустят всего 60 миллиардов рублей, только 10 процентов. ЛДПР предлагала направить 120 миллиардов в реальный сектор, но эта поправка не прошла.

По словам главы Комитета ГД по бюджету и налогам Андрея Макарова («Единая Россия»), вопрос макроэкономической стабильности и сбалансированности бюджета были приоритетными при работе с поправками в бюджет и постановлением о парламентском контроле за распределёнными средствами.

На что ещё обращали внимание эксперты при рассмотрении поправок в бюджет? Прежде всего на то, что дополнительные средства  в основном получат силовые структуры – затраты на эти ведомства кратно превысят расходы на здравоохранение и образование.

«У нас и так правоохранительная система стоит дороже образования, а им дают надбавку пропорционально тем расходам, которые есть сейчас», – заметил ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете Кирилл Титаев. И напомнил: в исходном законе о бюджете на 2017 год на правоохранительную деятельность и национальную безопасность было отведено 1,9 триллиона рублей. Это около 11 процентов от общего объёма расходов российской казны.

Приоритеты Кремля в распределении бюджетных средств связаны с президентской избирательной кампанией, полагает профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ Николай Петров.

«Полиция, например, может быть использована и для демонстрации борьбы с коррупцией, которая всегда хороша перед выборами, и для обеспечения безопасности власти в случае массовых протестов», – пояснил он. И это ещё раз показывает: главное для Кремля – удержание власти, всё остальное вторично.

Анна Козырева, специально для «России»

Поделиться в соцсетях:

266

бюджет

бюджет-2017

закон

нефть

Публикации по теме

Еще в разделе